В свою очередь, эффективное использование функций менеджмента позволяет организовать успешную работу предприятия.
Функции менеджмента— это определенный вид деятельности людей по управлению предприятием. Функции характеризуют содержание управленческого труда, задачи, решаемые коллективом предприятия по его управлению, и классифицируются в соответствии со сложностью процесса управления, разделением и кооперацией труда в сфере управления.
Различают общие и специальные функции менеджмента. К общим функциям относятся планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования.
Любой совместный труд, любые действия нуждаются в планировании, которое включает в себя выбор надлежащего образа действия из будущих альтернатив. Определяются цели, к которым стремится предприятие, ставятся задачи каждому подразделению и определяются основные пути достижения поставлен-пых целей и задач.
Планирование — это принятие решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Функция планированиявключает четыре основные задачи:
1) устранение неопределенности;
2) определение главных задач;
3) экономическое функционирование предприятия;
4) облегчение контроля за результатами работы предприятия.
Любой вид совместной деятельности должен иметь цель и задачу. Цель, например, торгового предприятия включает в себя повышение уровня и качества жизни населения, а исходя из целей предприятия устанавливаются задачи — те рубежи, к которым предприятие должно стремиться.
Основные задачи торговых предприятий — получение максимальной прибыли и удовлетворение потребностей населения в товарах по доступным ценам. Эти две задачи взаимоувязаны между собой.
Различают стратегическое и текущее планирование. Стратегическое планирование представляет собой генеральную программу действий и выявление приоритетов с целью достижения общих целей. Стратегическое планирование основывается на определении миссии, цели организации, оценке внешней среды, выявлении сильных и слабых сторон организации, анализе стратегических альтернатив, выборе стратегии, реализации стратегии и ее оценке.
Миссия организации — это общая цель организации, которая определяет направление ее деятельности.
Цели организации определяются исходя из общей миссии организации, они должны быть достижимыми, конкретными, измеримыми во времени. Определение цели, превышающей возможности организации, заранее ставит ее в нереальную ситуацию. Установление неконкретных целей организации заранее предопределяет ее неуспех, так как организация не имеет четких ориентиров своей деятельности; цели организации должны быть ориентированы во времени. Организация должна определить, когда должен быть получен желаемый результат. Исходя из этого должны быть определены долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели организации.
Оценка внешней среды позволяет выявить внешние угрозы для организации и предусмотреть дополнительные меры по предотвращению непредвиденных обстоятельств.
Выявление сильных и слабых сторон организации позволяет определить, обладает ли фирма достаточными внутренними силами для выполнения поставленных целей и на какие слабые стороны деятельности следует обратить внимание. Выявление слабых и сильных сторон организации может быть осуществлено при помощи SWOT-анализа.
Изучение стратегических альтернатив позволяет определить, какую стратегию выбирает организация: ограниченный рост, рост, сокращение или сочетание всех трех стратегий.
Стратегия ограниченного роста предполагает установление целей от достигнутых в предыдущем периоде с учетом инфляции. Стратегия роста предполагает значительное повышение уровня установления целей но сравнению с предыдущим периодом. Стратегия сокращения предполагает снижение уровня устанавливаемых целей по сравнению с предыдущим периодом. Стратегия сочетания всех альтернатив предполагает объединение любых из изложенных альтернатив.
После исследования стратегических альтернатив производится выбор стратегии, наиболее приемлемой для организации. Выбор стратегии может осуществляться при помощи матрицы, разработанной Бостонской консультативной группой, с учетом возможностей фирмы и ее положения на рынке.
Реализация стратегии преобразует план в действие, которое способствует выполнению поставленной цели организации. Реализация стратегии осуществляется на основе разработанной тактики, политики, а также процедур и правил, разработанных фирмой.
Текущее планирование предполагает разработку текущих аланов с тем, чтобы все подчиненные имели четкое представление о том, что, как и когда они должны сделать для достижения поставленных целей.
Текущее планирование осуществляется руководителями отделов и подразделений на основе стратегических планов. Различают три типа текущих планов для ежедневного контроля за торгово-технологическим процессом:
функциональные;
единовременные;
стабильные.
Функциональный план описывает действия, которые должны предпринять работники в ближайшей перспективе. В качестве примера функционального плана торгового предприятия можно привести составление планов по маркетингу, в котором определяется, какие услуги будут оказаны покупателям, как формируется цена на товар, рекламные мероприятия и т.д.
Функциональные планы разрабатываются, как правило, на 1 -2 года и являются более подробными, чем стратегические.
Единовременные планы разрабатываются с целью контроля за выполнением действий, внедряемых однократно. Например, в торговле разрабатывается единовременный план ее развития, в котором определяются главные виды работ, делится весь процесс на этапы, анализируется каждый этап, распределяются обязанности и назначаются исполнители, определяются необходимые ресурсы, устанавливается дата начала и завершения каждого этапа и т.д.
Стабильные планы разрабатываются с целью управления ежедневными процессами торгового предприятия, основываются на основе соблюдения элементарных принципов организации и выступают в форме стандартных инструкций, правил, рекомендаций и т.д. Стабильные планы представляют собой четкие предписания продавцу, контролеру-кассиру и другим работникам, как поступать в конкретной ситуации.
Функция организации.
Работа торгового предприятия будет эффективна лишь в том случае, если каждый работник понимает свою роль в коллективе и выполнении поставленных перед коллективом задач.
Разработка и поддержание системы ролей в торговом коллективе является основной функцией организации.
Функция организации имеет смысл в том случае, если она включает в себя поддающиеся проверке цели, четкую организацию основных областей деятельности и определенную свободу действий индивида. Функция организации заключается в создании структуры ролей посредством определения видов деятельности, необходимых для достижения поставленных целей, группировки этих видов деятельности, делегирования полномочий для выполнения определенных видов деятельности, а также обеспечения координации полномочий и информационных связей по горизонтали и вертикали в организационной структуре.
Для того чтобы совместная трудовая деятельность работников торгового предприятия была эффективной, необходима организационная структура управления этим предприятием, которая позволяет наладить взаимодействие работников и служб предприятия.
Организационная структура должна соответствовать поставленной задаче, а ее построение должно проводиться с учетом внешней среды, в которой работает торговое предприятие.
Например, организационная структура управления торговым предприятием может быть представлена в следующей форме (рисунок 1).
Каждое структурное подразделение и его руководитель выполняют строго определенный вид деятельности, устанавливаемый должностными инструкциями. Координация работы всего предприятия осуществляется руководителями структурных подразделений. Эффективность
Директор
Бухгалтерия
Планово-финансовый отдел
Коммерческий отдел
Зав.отделом
Зав.отделом
Зав.отделом
Работники отдела
Работники отдела
Работники отдела
Рисунок 1 -Организационная структура управления торговым предприятием
организационной структуры управления будет зависеть от правильного распределения ролей.
Эффективность работы предприятия зависит от организации совместной работы администрации с подчиненными и напрямую связана с делегированием полномочий руководителя своим подчиненным. Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. От того, как и в какой форме осуществляется делегирование полномочий, во многом зависит эффективность работы предприятия.
Функция мотивации.
Функции планирования и организации позволяют руководителю торгового предприятия определить, что должно сделать данное предприятие, когда, как и кто должен это сделать. Вместе с тем и четкое планирование и рациональная организация структуры управления предприятием — это не запрограммированная машина, действующая по определенной схеме. Реализовывают планы и достигают эффективных результатов работы люди. Учитывая тот факт, что человек — это индивидуальность, у каждого существуют собственные взгляды на окружающий мир, свое отношение к труду, то возникает проблема у руководителя, как заставить работника добросовестно трудиться на благо коллектива и общества. В этой связи процесс управления любым торговым коллективом невозможен без функции мотивации, так как любая выполненная работа всегда в какой-то Степени должна быть мотивирована.
Мотивация — это процесс, побуждающий человека к деятельности с целью достижения поставленных целей. Чтобы мотивировать деятельность человека, необходимо знать его потребности, мотивы, а также стимулы, побуждающие его к действию. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для организма человека. Мотив — это побуждение человека к деятельности, вызванное изнутри его собственными потребностями, эмоциями. Стимул (от лат. Stimulus— остроконечная палка, которой погоняли животных) — это воздействие на человека извне с целью побуждения его к деятельности.
Стимулы и мотивы не всегда согласуются между собой. Человек может быть заинтересован в результатах своей деятельности, хотя руководство его и не стимулировало. В то же время стимулы и мотивы могут сочетаться посредством оценивания результатов работы. Так как оценка производится вышестоящими руководителями, то, с одной стороны, это стимул, а с другой — побуждение к дальнейшей работе (мотив).
Наиболее распространенными видами оценивания являются поощрительное, порицательное и замалчивающее. Поощрительная оценка труда работника мотивирует его к повышению эффективности работы. Порицательная оценка труда, как утверждают психологи, чаще всего не улучшает результативность труда. Замалчивающее оценивание, как правило, способствует дезорганизации продолжения работы.
Стимулы принято делить на экономические и социально-психологические. К экономическим стимулам в торговле можно отнести повышение заработной платы, установление надбавок, выплаты премий и др. К социально-психологическим стимулам относятся формы морального поощрения, повышение по службе и др.
Однако следует отметить, что четких граней между экономическими и социально-психологическими стимулами не существует. Так, например, повышение в должности не только увеличивает заработную плату, но и повышает социальный статус работника.
Функция контроля.
Функция контроля представляет собой процесс определения качества и корректировки выполненной работы по реализации планов организации.
Целью контроля является определение эффективности выполняемой работы и принятие необходимых мер для достижения планируемых результатов деятельности организации
Функция контроля заключается в выявлении слабых мест и ошибок, своевременном их исправлении и недопущении их повторения.
Процесс контроля состоит из трех этапов: установление нормативов, сопоставление фактических результатов с нормативами и корректировка отклонений от планов и нормативов.
Основные принципы контроля:
объективность;
гибкость;
экономичность;
эффективность.
Суть принципа объективности контроля состоит в оценке работы организации не с субъективных, а с объективных позиций. Контроль будет эффективен в том случае, если он будет проводиться на основе точных и адекватных нормативов.
Гибкость контроля — система контроля должна быть гибкой, так как в реальной жизни происходят непредвиденные изменения, которые сложно предугадать и запланировать. Так, например, запланированная смета расходов торгового предприятия напрямую зависит от товарооборота, в то же время рост товарооборота — от факторов, которые можно прогнозировать и предугадать.
Экономичность контроля предполагает, чтобы затраты на контроль окупались. Подходы и методы контроля дают эффект только в том случае, когда они выявляют отклонения от планов, не требуя дополнительных затрат.
Эффективность контроля заключается в выявлении неполадок, определении ответственных за них и устранении недостатков.
Различают две формы контроля: финансовый и административный контроль.
Финансовый контроль осуществляется за всеми видами работы предприятия. Административный контроль осуществляется на всех уровнях управления предприятия на основании Оценки деятельности каждого работника предприятия. Административный контроль можно считать контролем исполнения Функциональных обязанностей.
Различают три стадии контроля: предварительный контроль; текущий контроль; заключительный контроль.
Предварительный контроль — это тщательный отбор ресурсов и определение развития политики фирмы с тем, чтобы предотвратить возникновение нежелательных проблем и достигнуть желаемого результата. Он осуществляется с целью ориентации менеджеров на возможные изменения внутренней и внешней среды организации.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе выполнения работы. На определенном уровне он помогает обеспечить выполнение конкретных задач в соответствии с планами предприятия. Текущий контроль на стратегическом уровне позволяет менеджерам сосредоточить все внимание на результатах работы за квартал и на важнейших элементах работы предприятия с тем, чтобы можно было оперативно вносить коррективы в действия организации.
Заключительный контроль предназначен для концентрации внимания на конечных результатах работы предприятия. Он обеспечивает руководителей предприятий необходимой информацией для улучшения работы всех структурных подразделений.
Заключительный контроль позволяет:
оценить эффективность организационной деятельности менеджеров;
использовать данные контроля как базу для оценки и вознаграждения работников;
наладить работу менеджеров в соответствии с требованиями.
Список использованных источников:
Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / Д.В. Грибов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 280 с. – (Среднее профессиональное образование);
Менеджмент в торговле: учеб.пособие / Г.А. Короленок. –Минск : БГЭУ, 2017. – 269 с.
Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев Р.АМ.: Дашков и К, 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24800.— ЭБС «IPRbooks».