ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ)

Лисейко М.В. 1, Алексеева О.В. 2
1Сургутский государственный педагогический университет
2Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности [5, с. 5]. В современном образовательном процессе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий возможно осуществлять различные формы мероприятий по воспитанию гражданской идентичности у детей младшего школьника. Спрос на информационно-коммуникационные технологии является большим, так как технологии упрощают процесс подготовки к воспитательным мероприятий и предоставляют массу возможностей педагогам и учащимся.

Согласно рассуждениям Д.В. Григорьева, гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город» [1, с. 45]. Развитие идентичности - долговременный процесс. Поиски человеком собственного «я» начинаются в детском возрасте. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, непосредственно, происходит освоение норм и правил общечеловеской культуры, активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Одним из основных средств формирования гражданской идентичности является виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [4, с. 41].

Виртуальная экскурсия проводится в учебном кабинете с использованием наглядных материалов и технических средств. По содержанию виртуальная экскурсия соответствует изученной на уроке теме, при этом значительно расширяет и углубляет ее [2, с. 35]. У виртуальных экскурсий есть некоторые преимущества по сравнению с реальными: независимость от транспортных средств, погодных условий, географическое расположение изучаемого объекта, наличия сопровождающих. Применяя виртуальные экскурсии, не выходя из школьного кабинета, учитель вместе с обучающимися с помощью фотографий и презентаций могут совершить путешествие в зоопарк, отправиться всем классам по дорогам родного города, провести день на производство, могут «посетить» известные архитектурными памятники и парки своего города, округа и нашей Родины. Подобная деятельность развивает в детях эстетические чувства, любовь к Родине, вызывают у обучающихся чувство восхищения, стремление подражать героическим людям, оберегать свою Родину. В наше время возникает необходимость такой формы работы.

Применение виртуальных экскурсий облегчит работу учителя и обучающихся. Методика подготовки виртуальной экскурсии мало, чем отличается от подготовки обычной экскурсии. Рассмотрим этапы подготовки к уроку с помощью виртуальной экскурсии: 1) Учителю необходимо определить цель, задачи и планируемые результаты виртуальной экскурсии согласно требованиям программы. 2) Изучить информацию об объекте, Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации. 3) Определить экскурсионный маршрут, т. е. учитель отбирает, какие объекты и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. 4) Создать виртуальную экскурсию, поскольку у обучающихся нет возможности увидеть реальный объект. Виртуальную экскурсию можно представить в виде презентации, сайта, фильма или компьютерной программы. Важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов. Mapwing (http://www.mapwing.com/) – сервис для создания виртуальных экскурсий на основе имеющихся или нарисованных планов здания, города, карт стран и т.п. С помощью цифровых фотографий можно организовать виртуальное путешествие, которое включает в себя интерактивные карты, изображения, текстовые комментарии или аудиозапись экскурсовода. 5) Провести с обучающимися предварительную беседу – учитель сообщает тему и цель экскурсии, ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. 6) Провести виртуальную экскурсию. [3, с. 76].

В подобном случае обучающиеся будут объектами образовательного процесса, но наша задача формировать гражданскую идентичность. В случае, когда младшие школьники самостоятельно (под руководством родителей, учителя) разрабатывают виртуальную экскурсию, они не только получают и расширяют знания, изучая аспекты выбранной темы, но благодаря данной деятельности у школьников развиваются эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Виртуальную экскурсию можно отнести к информационным проектам, тогда возникает вопрос «Как организовать работу по созданию виртуальной экскурсии на уроке?». При разработке виртуальной экскурсии, как и при работе над проектом, необходимо опираться на определенный алгоритм действий, который позволит добиться успешного результата. Прежде всего, учителю необходимо разделить обучающихся на группы по 5-7 человек и разделить обязанности между ними. Затем необходимо действовать по этапам создания виртуальной экскурсии (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы создания виртуальной экскурсии.

Название этапа

Действия группы

Формирование темы

Изучение различных источников.

Определение цели и задач

Определение приоритетной цели, конечного результата и шагов по достижению данной цели.

Отбор экскурсионных объектов

Изучение литературы. Сбор необходимо материала для представления конечного продукта.

Проектирование маршрута экскурсии

Составляют экскурсионный маршрут, т. е. выбирают наиболее удобные пути следования экскурсионной группы, способствующего раскрытию темы.

Создание наглядного материала

Выбор сервиса или программы

В настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Обучающиеся овладевают компьютерными технологиями достаточно рано, поэтому виртуальную экскурсию можно осуществлять уже в 3-4 классе.

Например, при изучении раздела «Путешествие по городам и странам» (УМК «Школа России» А.А. Плешаков, 3 класс) обучающиеся могут создать виртуальные экскурсии на такие темы как «Мой округ», «Соседи моего города», «Крупные города России», «Золотое кольцо России» обучающиеся собирают и анализируют материалы по теме, затем оформляют отобранный материал в виде виртуальной экскурсии, и только потом презентуют его перед классом. В ходе проделанной работы обучающиеся, познают историю своей Родины, переживают чувство любви к ней, испытывают тревогу за ее будущее и настоящее, непосредственно, тем самым подобная работа пробуждает чувства сопереживания, благодарности и справедливости.

При этом они учатся не только искать и формулировать свои личные цели, но и учитывать потребности коллектива. Подобная работа, как индивидуальная, так и групповая, повышает познавательный интерес школьников, развивает у них умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, самостоятельно осваивать новые возможности, предоставляемые информационными технологиями.

Особенности проведения виртуальной экскурсии также будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии. Используя данный вид работы необходимо учитывать, что нельзя перегружать обучающихся и переоценивать их Важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Обязательно в конце экскурсии подводятся итоги. Итоги экскурсии могут подводиться различными способами: обобщающая беседа, выставка рисунков, письменный отзыв, сочинение, проект, презентация, тестирование. Для оценки разработанных виртуальных экскурсий учитель может воспользоваться следующими критериями: 1) обоснование темы и ее актуальности; 2) описание целей и задач; 3) описание и обоснование выбора маршрута; 4) визуальный материал (карты, фотографии); 5) логика изложения, содержательность, грамотность.

Таким образом, использование виртуальных экскурсий на уроках «Окружающего мира» помогают создавать информационно-творческую атмосферу занятий, конкретизируют учебный материал, развивает у обучающихся чувство уважения и гордости за историю своей страны и своего региона. Виртуальная экскурсия не заменяет личное присутствие, но позволяет получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, так как обладают интерактивностью.

Список литературы:

  1. Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская- идентичность/

  2. Деревякина, А. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма [Текст] / А. В. Деревякина // Педагогика и психология образования. 2013. - № 4. С. 34-37.

  3. Методические материалы в помощь организации туристско-информационной деятельности муниципальных библиотек Белгородской области [Текст] / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Отд. краевед. лит. ; [сост.: С. А. Бражникова, Е. Н. Зубова ; отв. за вып. С. А. Бражникова]. – Белгород : БИЦ БГУНБ, 2012. – 100 с.

  4. Токарева, О. Ю. Применение виртуальных экскурсий на уроках литературы / О. Ю. Токарева // Психология, социология и педагогика. 2016. - № 2(56). С. 40-42.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2015 г. [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2015. – 51 с.

Просмотров работы: 371