ЭЛЕКТРОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭЛЕКТРОННАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях для достижения цели общего образования необходимо, чтобы обучающийся являлся полноправным субъектом образовательного процесса, то есть был его активным участником, что и предписывает ФГОС [1]. Математическое образование обладает особенно большим потенциалом для применения указанного подхода. Математика развивает у школьников интеллект, мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждения и его доказательности. Но традиционный способ обучения не может обеспечить выполнение принципов деятельностного подхода.

Ввиду повсеместного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и неоспоримых преимуществ их использования, таких как скорость передачи информации, наглядность ее представления, инструментарий для включения обучающихся в процесс обучения, была выбрана тема исследования – создание электронной рабочей тетради (далее ЭРТ) по математике для 5 класса.

Поскольку использование ЭРТ в процессе обучения решает в первую очередь проблему активизации познавательной деятельности, в процессе работы были проанализированы теоретические источники, сопоставлены определения понятия «познавательная деятельность», данные разными авторами, рассмотрены различные методы активизации познавательной деятельности.

Исходя из анализа теоретических источников и ввиду неразрывности понятий «учение» и «познавательная деятельность» в образовательном процессе, в рамках данного исследования будем считать понятие «учебно-познавательная деятельность» базовым.

Рассмотренные варианты структур учебно-познавательной деятельности позволили определить ключевые ее элементы, обуславливающие активное участие школьников в учебном процессе, развитие их самостоятельности в приобретении знаний, основанную на универсальных учебных действиях. Основными компонентами структуры являются: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой, оценочный.

«Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс, основанный главным образом на познавательной активности ученика» пишет К. А. Жиркова [3]. Познавательный интерес и познавательный мотив являются основными составляющими познавательной активности. Эти компоненты присутствуют в использовании такого средства обучения как рабочая тетрадь, которая представляет собой особый жанр учебной литературы. Это разновидность учебного пособия с печатной основой, которое содержит задания для самостоятельной работы обучающихся в нем.

Анализ предлагаемых сегодня УМК показал, что на сегодня для пятого класса создано большое число рабочих тетрадей по математике на печатной основе (так книжный интернет-магазин «Лабиринт» предлагает их порядка 70 вариантов). Они разработаны в соответствии с учебниками различных авторов, большинство из них имеет сертификат соответствия ФГОС, присутствуют разработки для углубленного изучения предмета (например, рабочая тетрадь «Олимпиадная математика»).

Но рабочая тетрадь на печатной основе имеет свои очевидные недостатки: невозможность повторного использования, невозможность оперативной модификации, не интерактивность. Эти недостатки может нивелировать ЭРТ. В Таблице 1 приведены основные преимущества и недостатки как печатной рабочей тетради, так и ЭРТ.

Таблица 1.

Преимущества и недостатки рабочих тетрадей

Преимущества

Печатные РТ

Электронные РТ

  • Возможность чертить, раскрашивать, то есть осуществлять механические моторные действия

  • Минимальные требования к навыкам и возможностям родителей для домашнего использования

  • Возможность фронтальной работы на уроке

  • Возможность модификации

  • Возможность повторного использования

  • Интерактивность

Недостатки

Печатные РТ

Электронные РТ

  • Невозможность повторного использования

  • Сложность модификации (только в новом тираже)

  • Дополнительный вес в портфеле школьника

  • Дополнительные расходы для бюджета

  • Необходимость подключения к ИКТ, подразумевающая должный уровень подготовки учителей, родителей и учеников

Поиск существующих ЭРТ по математике для пятого класса привел к двум разработкам – компании «Физикон» [4] (проект «Облако знаний) и компании «Мультиурок» [5] (проект «Видеоуроки»).

Таким образом, очевидно недостаточное количество разработок, что подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Исходя из основного требования к современному учебному пособию, ориентированному на деятельностный подход к обучению, а также задачи активизации познавательной активности, сформулируем основные требования к программному продукту (ЭРТ):

  • простота в использовании;

  • интуитивно-понятный пятикласснику интерфейс;

  • информативность;

  • интерактивность;

  • наглядность.

Эти требования трудно совместимы, что делает разработку ЭРТ сложной задачей, требующей обоснованного выбора наиболее подходящей среды разработки.

Используя в качестве критериев выбора такие показатели, как требования к техническому оснащению, назначение и выполняемые функции, особенности применения, прибегнем к следующей классификации возможных сред создания ЭРТ [2]:

  • языки программирования;

  • средства мультимедиа;

  • гипертекстовые и гипермедиа средства;

  • специальные программные средства создания электронных учебников.

Изучив достоинства и недостатки каждой группы средств, а также ознакомившись с реализующими эти средства программными продуктами, было принято решение использовать для создания ЭРТ ПО «iSpringSuit».

Нами разработаны задания для рабочей тетради по теме «Треугольники». На Рисунке 1 показана реализация одного из заданий в ПО «iSpringSuite».

Рисунок 1. Заполнение пробелов в формулировке

В рамках тестирования системы, мы пришли к выводу, что основной задачей при разработке ЭРТ является подбор упражнений для занятий. Проблема подбора упражнений заключается в том, что в обычной тетради или тетради на печатной основе активизация познавательной деятельности происходит через действие – начертание фигур в тетради, работа с раздаточным материалом, только в электронной рабочей тетради это действие носит интерактивный характер

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф : официальный сайт М-ва образования и науки Рос. Федерации. – п.7 – Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/922

  2. Бужинская Н.В., Макаров И.Б. Обзор программных средств создания электронных учебников // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 29-32

  3. Жиркова К.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в начальной школе на основе дифференцированного подхода / МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (46) 2014 – с.18-20

  4. Электронная рабочая тетрадь по математике для 5 класса, онлайн версия [Электронный ресурс] / Интернет-магазин «Интеграл» - Режим доступа: https://magazin-integral.ru/5-klass/matematika/elektronnaya-rabochaya-tetrad-po-matematike-dlya-5-klassa-onlajn-versiya-detail

  5. Электронная тетрадь по математике для 5-го класса (ФГОС) [Электронный ресурс] / «Видеоуроки» - Режим доступа: https://videouroki.net/projects/et1/index.php?id=etmath5

Просмотров работы: 334