Одним из средств формирования учебной мотивации являются компетентностно-ориентированные задания. Исследования О.К.Долгой показали, что при работе с компетентностно-ориентированными заданиями у обучающихся формируются следующие умения и навыки: умение задавать вопросы и находить правильные ответы; навыки выполнения проектов; владение основными компьютерными программами; умения самостоятельно подбирать материал; умения решать проблемные ситуации[2,с. 115]. А также формируется целеполагание , положительное отношение к учебной деятельности и учебную активность , рефлексию, что является составляющими компонентами учебной мотивации. Следовательно , одним из средств формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста являются компетентностно-ориентированные задания.
Т.И. Голиченко определяет следующую структуру компетентностно-ориентированного задания: стимул (мотив) , погружающий в контекст задания и мотивирующий на выполнение; задачная формулировка задания; источник информации; инструмент проверки задания[1,с.7].
В современных учебниках по окружающему миру КОЗы не представлены. Имеются только задания, которые возможно дополнить всеми недостающими компонентами( перечисленными выше) и получить компетентностно-ориентированные задания.
Проблемой использования компетентностно-ориентированных заданий в учебном процесс занимались В.Л.Зудин,А.Г.Маланов,В.Ф.Шевчук, М.П.Зайковская, А.Л.Сиротюк, М.В.Зайковская и другие. Но в работах учёных нет разработанных требований к использованию компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе.
Поэтому необходимо разработать требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий как средство формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Проанализируем содержание учебника по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа России» на наличие заданий, направленных на формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Для формирования такого компонента учебной мотивации детей младшего школьного возраста как отношение к учебной деятельности , в учебниках представлены задания, в которых прослеживается тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира: опыты, эксперименты[5, с.14-15,]. В начале каждого раздела учебника имеет место быть рубрика «Что узнаем, чему научимся», благодаря которой ученики ставят перед собой цель, которую необходимо осуществить в период изучения темы, что формирует у детей навыки целеполагания в процессе учебной деятельности»[4]. На формирование учебной активности детей младшего школьного возраста направлены задания: исследовательские и проекты[5]. С помощью разделов для самопроверки учебного занятия, имеющихся в учебнике, у детей формируются навыки рефлексии результатов учебной деятельности[4].
Проанализировав учебник по окружающему миру учебно-методического комплекса «Школа России» за 4 класс , можем сделать вывод, что материал учебников ориентирован на формирование всех компонентов учебной деятельности (отношение к учебной деятельности, целеполагание, учебную активность и рефлексию). Как мы можем заметить, в данном учебно-методическом комплексе созданы условия для развития учебной мотивации младших школьников, используются интересные приёмы и методы. Но в учебнике не представлены компетентностно-ориентированные задания.
Рассмотрим опыт использования компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе учителей начальных классов.
Лущик О.А. в методических рекомендациях для учителей указывает о необходимости изучить литературу и разработать компетентностно-ориентированные задания в соответствии с правилами, тогда у учителя будет возможность формировать ключевые компетенции детей младшего школьного возраста посредством компетентностно-ориентированных заданий[3,с.11].
Салтыкова Т.А. отмечает особенности подготовки педагога к уроку с использованием компетентностно-ориентированных заданий: «опираясь на требования к деятельности обучающихся, учитель при подготовке урока определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы обучающимся можно предложить компетентностно-ориентированное задание»[6,с.17]. Педагогу необходимо чётко понимать, что он будет формировать, развивать у детей младшего школьного возраста посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.
Улякина Е.В. в своей педагогической практике использует компетентностно-ориентированные задания на различных уроках. Учитель организует такую учебную деятельность, в процессе которой бы формировались компетентности. При использовании компетентностно-ориентированных заданий , необходимо обеспечить детей наглядными, печатными и другими дополнительными материалами. А также необходимо обеспечить практическую значимость содержания компетентностно-ориентированного задания, которое подразумевает моделирование детьми практической, жизненной ситуации и строится на актуальном для учащихся материале[7,с.163].
На основании изученного педагогического опыта, мы приходим к выводу, что педагогу необходимо соблюдать ряд требований при использовании компетентностно-ориентированных заданий.
Выделим требования, которым должны соответствовать компетентностно-ориентированные задания по окружающему миру, направленные на формирование учебной мотивации детей младшего школьного:
Учителю необходимо определить цель использования компетентностно-ориентированного задания, разработать стратегию по достижению запланированной цели ;
Важно чередовать индивидуальные и групповые формы работы в ходе работы над компетентностно-ориентированным заданием ;
Должен осуществляться анализ работы каждого обучающегося, оценка его деятельности на каждом этапе работы над заданием;
Знание учителем теоретической составляющей компетентностно-ориентированных заданий и умение составлять данные задания;
Подбор ситуаций практико-ориентированного и личностно-значимого содержания для составления компетентностно-ориентированного задания (например о покупке продуктов, подготовке к праздникам и т.д.);
Необходимо замотивировать детей к выполнению компетентностно-ориентированного задания (создание личностно-значимого «стимула» как компонента задания);
Организация субъектной деятельности учеников( путём презентации полученных результатов в парах или группах);
Создавать или подбирать компетентностно-ориентированные задания различного уровня, различных видов для организации дифференцированного обучения;
По завершению работы над компетентностно-ориентированных необходимо осуществлять оценку деятельности каждого ученика, организовывать рефлексию.
Исходя из выделенных требований к компетентностно-ориентированным заданиям по окружающему миру, направленным на формирование учебной мотивации детей младшего школьного, можно сделать вывод о необходимости предварительной подготовки учителя к уроку с использованием таких заданий. Как нам известно, формирование мотивации к учению младших школьников – длительный процесс, требующий использование специальных методов и средств, одним из которых являются компетентностно-ориентированные задания. Важно правильно и грамотно использовать данные задания на уроке. Поэтому учителю начальных классов следует подробнейшим образом изучить требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий по окружающему миру, направленных на формирование учебной мотивации. Выделенные нами требования к использованию компетентностно-ориентированных заданий на уроках окружающего мира с целью формирования учебной мотивации младших школьников, являются необходимыми для соблюдения, тогда мы можем говорить о эффективности использования данной технологии обучения в начальной школе как средства формирования учебной мотивации обучающихся.
Список литературы:
Голиченко, Т.И. Компетентностно-ориентированные задания по обществознанию: Методическое пособие[Текст] /Т.И.Голиченко.– Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. – 30 с.
Долгая, О.К. Компетентностно-ориентированные задания на уроке русского языка [Текст]/О.К.Долгая//Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. -2017.- № 12.- С. 111-115.
Лущик, О. А. Компетентностно-ориентированные задания как способ диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка [Текст]/О.А.Лущик// Пермский педагогический журнал. -2010. -№1.- С.112-119.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений с прил.на электрон.носителе в 2ч. /А.А.Плешаков,Е.А.Крючкова. М.: Просвещение, 2013.-224с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/А.А.Плешаков,Е.А.Крючкова , А.Е.Соловьёва. М.: Просвещение, 2013.-127с.
Салтыкова, Т.А. Компетентностно-ориентированные задания в начальной школе[Текст] /Т.А.Салтыкова// Интеграция образовательных технологий в условиях реализации ФГОС Педагогический практикум. Излучинск.-2016. -54 с.
Улякина, Е.В. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и математике для 3 класса[Текст] /Е.В. Улякина// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1 (6). С. 163-166.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2015г. / М-во образования и науки Рос. Федерации .- М.: Просвещение, 2015. -27 с.