ВОЛОНТЁРСКОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА И ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЛОНТЁРСКОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА И ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Чукаева А.С. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российское общество сейчас, в XXI веке, кардинально отличается от того, каким оно было раньше, даже в конце XX столетия. Россия обновляется непрерывно и достаточно быстро, общество меняется. Молодежь России – очень важный экономический ресурс, определяющий будущее России [4. C. 99]. Поэтому в наше время одной из основополагающих идей при создании и дальнейшем функционировании государства нового типа является идея гражданского воспитания общества, и в первую очередь молодежи. Актуальность данной идеи обосновывается тем, что в настоящее время среди молодого поколения можно видеть размывание моральных, нравственных, социальных общественных норм, что приводит к дезориентации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности.

Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интегративного качества личности, которое заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Изучением гражданского воспитания, выявлению его места в становлении личности в истории российской педагогики значительное внимание уделяли В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. К. Крупская, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др [4, с.100].

Что же такое «гражданственность»? «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля раскрывает это понятие как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [1, с. 150]. Отсюда следует, что личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, а уровень гражданственности определяется тем, насколько личность способствует развитию и укреплению общественного устройства.

Гражданственность – это не просто качество личности, это стержень, вокруг которого строятся все остальные параметры индивида. Её становление определяется как особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем, то есть объективными условиями функционирования общества, так и субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности. Установившиеся общественные идеалы принимаются личностью как свои собственные. Для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа, ведь сформированное гражданское самосознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. Особую необходимость на сегодняшний день приобретает развитие гражданских качеств молодежи, что подтверждают результаты научных работ Ф. Гринстайна, Д. Истона, Дж. Дениса. Одним из средств развития гражданских качеств молодежи является волонтерское движение, которое формирует гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности [5, с. 76-77].

Волонтёрская деятельность или волонтёрство – это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение [3, с. 3]. Довольно сложно представить настолько альтруистичную молодежь, но, на самом деле, волонтерская деятельность в России набирает огромную популярность, несмотря на то, что в стране нет строгой регламентации и нормативных актов, касающихся движения добровольцев.

Волонтеры не стремятся заработать на своём деле, подобным способом они заявляют о своей жизненной позиции и проявляют себя. Для любого добровольца важно утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Волонтерство дает возможность приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии и положительное подкрепление своей деятельности.

Волонтёрство не однородно, оно не сводится лишь к какому-то одному виду деятельности. На сегодняшний день выделяют несколько основных видов волонтёрской деятельности [2, с. 2]:

  • социальное волонтёрство, которое заключается в помощи социально незащищенным категориям людей (одиноким ветеранам, детям из детских домов и др.) и повышению качества жизни;

  • спортивное волонтёрство, включающее деятельность добровольцев на спортивных мероприятиях разного уровня (создание на мероприятии потрясающей атмосферы и запоминающегося имиджа, а также необходимого настроя для участников и ощущения праздника для зрителей);

  • культурное волонтёрство (арт-волонтёрство), включающее в себя помощь на событиях, связанных с искусством, культурой и кинематографом;

  • экологическое волонтёрство, подразумевающее не только сохранение природы в классическом её понимании, но ещё и защита растительного и животного мира;

  • донорство, рассматриваемое не только как сдача крови напрямую, но и как большой просветительский блок;

  • событийное или эвент-волонтёрство, включающее деятельность добровольцев, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, больших городских проектах;

  • корпоративное волонтёрство, которое в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время.

  • медиа-волонтёрство, включающее в себя помощь организаторам волонтерской деятельности по распространению информации о волонтёрстве другим людям.

Видно, что волонтерство в его различных формах как одно из проявлений молодежной субкультуры - это перспективное, социально значимое молодежное движение чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности, толерантности. Возможно, в будущем направлений станет ещё больше, но уже сейчас они показывают большую вовлеченность и заинтересованность людей в помощи друг другу и свой стране.

Добровольничество, в целом – фундамент гражданского общества, который привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости. Деятельность волонтерского движения способствует личностному развитию молодёжи, решает задачи социального воспитания как самих волонтеров, так и людей, наблюдающий за их деятельностью через средства массовой информации. У каждого добровольца формируется активная гражданская позиция, позволяющая ему использовать свои знания и навыки в социальной среде, раскрывать лучшие гражданские и человеческие качества, демонстрировать зрелость личности и приносить пользу обществу.

Формирование гражданской позиции – длительный процесс, который не происходит в одночасье. Как уже было сказано, гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Важную роль в процессе воспитания чувства любви к Родине, чувства ответственности за свои поступки, инициативности и самостоятельности играет формирование и развитие у молодых людей потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Включение молодежи в разные виды значимой общественной деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Такая деятельность формирует важнейшие мотивы поведения и деятельности, например, такие как чувство долга, коллективизм, товарищество. Довольно часто молодые люди, пришедшие единожды в волонтерскую организацию, остаются в ней надолго и действуют очень активно. Этот феномен ещё раз подчеркивает тот факт, что добровольничество влияет на развитие личности, повышает уровень заинтересованности в улучшении общества, что в итоге приводит к повышению качества жизни [3, с. 3].

Благодаря добровольческой деятельности молодежь приобретает навыки и умения, связанные с общественно значимой деятельностью, овладевает понятиями культурных и материальных ценностей общества, расширяет кругозор, развивает творческие способности и, что особенно важно, формирует собственную активную гражданскую позицию. Жизненный опыт, так необходимый каждому человеку, так же осваивается в процессе работы волонтеров. С этим видом деятельности связано то, что молодежь формирует общественное мнение, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Абсолютно очевидно, что сегодня идея волонтёрства важна, актуальна и нуждается в дальнейшем развитии. Участие в волонтерских программах – отличный способ подготовки к реальной жизни, ее радостям и проблемам. Благодаря организации разноплановых мероприятий и осуществлению различных проектов можно узнать на практике то, чему не учат в школах и высший учебных заведениях, попробовать свои силы и раскрыть свои способности, открыть свое сердце и вырасти духовно. Стать волонтером может каждый, для этого нужно только желание помочь [3, с. 3].

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). М.: АСТ. 2007 г. 1280 с.

2. Силенко Ю.А. Основные виды волонтерства. URL: http://volonter-school.ru/2016/04/osnovnye-vidy-volonterstva/ (дата обращения: 22.12.2017).

3. Ткачук О.А. Волонтерское движение как форма воспитания у молодежи активной гражданской позиции, формирования лидерских и нравственно-этических качеств. URL: http://ipatova.moy.su/publ/publikacii/publikacii_studentov/volonterskoe_dvizhenie_kak_forma_vospitanija_u_molodezhi_aktivnoj_grazhdanskoj_pozicii_formirovanija_liderskikh_i_nravstvenno_ehticheskikh_kachestv/3-1-0-10 (дата обращения: 22.12.2017).

4. Гололобова А. В. Роль волонтерского движения в развитии гражданских качеств студентов медицинского вуза. // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 99-104.

5. Истон Д., Денис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности. // Вестник Московского университета. 2001. № 3. С. 76 – 97.

© А. С. Чукаева, 2017

Просмотров работы: 186