ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ П. П. БЛОНСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ П. П. БЛОНСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макаров Р.А. 1, Лебедева Т.А. 2
1ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
2ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический уни
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Павел Петрович Блонский(1884—1941) — русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике. Болонский выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в которой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Блонского имеют педагогическую направленность. Он написал такие работы как «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Реформа науки», «Очерк научной психологии» и др. Но особое внимание хотелось уделить его работе под названием «Трудовая школа», написанная Болонским в 1918 году.

В книге "Трудовая школа" Блонский выдвинул ряд мировоззренческих положений и предложил практические рекомендации, связанные с трудовым воспитанием детей. Идея книги была достаточно простой: совре­менный человек, в том числе и интеллигент, технически безграмотен. Техни­ка должна стать центральным предметом современной школы, поскольку вокруг нее концентрируются как науки о природе, так и общественные науки. Поэтому в школе должна изучаться современная наука в ее связи с жизнью и практической деятельностью; школа должна стать индустриальной.

В своей книге Блонский писал: «трудовое воспитание состоит в том, что ребенок планомерно и организованно упражняется в целесообразной деятельности, создающей из данных предметов предметы полезные для человечества, т.е. обладающие потребительной ценностью. Получая трудовое воспитание, ребенок развивается как существо, умеющее заставлять природу служить человеческим потребностям. Трудовое воспитание есть воспитание властелинаприроды. Но в труде самым характерным являются не столько продукты труда, т. е. создаваемые из предметов потребительные ценности, сколько орудия и способ труда. Говорить о труде, значит прежде всего говорить об орудиях и способе труда, и в них мы можем видеть ключ к пониманию сущности труда. Эпохи в истории труда определяются именно тем, какие были орудия труда и как ими пользовались»[1, с.15]

Таким образом, самым существенным моментом в трудовом воспитании является развитие умения пользоваться орудиями труда. Овладевая ими, учашийся овладевает средствами подчинять природу человеческим потребностям, овладевает орудиями господства человека над природой. Сущность трудового воспитания — развитие умения пользоваться орудиями и техникой труда.

Блонский высказывал идею такой школу, которая была бы организацией не только учения, но всей жизни ребенка. «Мы должны, — заявлял он, — решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни»[1, с.118] Так сформулирован был им принцип связи школы с жизнью, которого он будет придерживаться на протяжении всей своей педагогической деятельности. В народной школе, говорил он, ребенок должен научиться жить. Жить означает не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. В связи с этим он выдвигал методы познания и труда как основные предметы новой школы. Блонский хотел, чтобы в школе создавался творец новой человеческой жизни путем самовоспитания и самообразования. Новая школа мыслилась им как самостоятельная детская община, характеризующаяся коллективной деятельностью учащихся. По своему строю она должна быть организацией всей жизни ребенка. Конкретизируя эти положения, он, например, предлагал проводить день как сплошное, без подразделений на уроки, упражнение ученика в методах познания и труда. Наряду с этим он допускал умаление роли учителя, рассматривая его как сотрудника, помощника и руководителя в собственной работе ребенка.[2,с.11]

Труд, по замыслу автора «Трудовой школы», должен быть в центре всего учебного процесса. Первые его навыки получают еще в детском саду. В шко­ле первой ступени, то есть до 4 класса включительно, школьники приобща­ются к ремесленному труду: на первом году они участвуют в посильных сельхозработах, на втором - в домашнем труде (зимой) и с сельхозмашинами (летом), на третьем году - это столярные работы и первое знакомство с ма­шинным производством на заводе, на четвертом году - слесарные работы.

В разработке основ трудовой школы Блонский исходил из положения, что социальный прогресс общества зависит от того, в каком состоянии находится индустриальный труд. Школа, как основное воспитательное учреждение для подрастающего поколения, должна быть индустриально-трудовой, потому что только доступный для соответствующего возраста индустриальный труд дает не односторонне техническое, а политехническое образование. Именно машинный, а не ручной труд должен быть основой трудового воспитания, иначе научно-политехническое образование превратится в учебно-ремесленное. Индустриальное производство основывается на синтезе науки и техники. Поэтому и политехническое образование предусматривает широкое общее образование, отражающее уровень современной науки и культуры. Индустриальный труд базируется не только на высоком уровне развития науки и техники, но и на определенном уровне развития социальной жизни. Поэтому трудовая политехническая школа является и школой общественно-трудового, коллективистического воспитания.

Cам Блонский писал: «Обыкновенно бранят мою “Трудовую школу” за ее индуст­риализм. Я же и сейчас считаю это ее главным достоинством. Для меня всегда было ясно огромное значение техники, и я всегда терпеть не мог технической отсталости. Еще в статье “Как мыслить среднюю школу” до революции я вво­дил технику в программу средней школы. Как социалист, я всегда понимал так­ же связь между техникой и социализмом. Недостатки “Трудовой школы” я вижу в ином. Увлеченный стремлением выявить содержание трудовой школы, я в этой книге оттеснил, вопреки своему обыкновению, на задний план ребенка. В этом отношении получилась неполная книга, которую, пожалуй, лучше было бы назвать “Содержание трудовой школы”. Второй крупный недостаток этой книги тот, что, увлеченный индустриализмом, я мало писал одругом - о рево­люционном воспитании бойцов рабочего класса против эксплуататоров... Я писал “Трудовую школу” так, как будто бы уже было будущее бесклассовое общество»[2,с.29]. Недостатки книги не умаляют многие идеи, вошедшие в практику современного школьного образования и воспитания.

П.П. Блонский проделал большую работу по освобождению содержания образования от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов, которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования он отводил должное место наукам о природе и обществе, формирующим материалистическое мировоззрение. Вместе с тем он стремился подойти к каждой дисциплине с точки зрения того, какую роль она играет в подготовке учащихся к трудовой жизни. Блонский стремился творчески осмыслить вопросы содержания образования в советской школе. Важнейшими требованиями к нему он считал научность, идейно-политическую направленность обучения, связь школы с жизнью учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Эти требования к содержанию школьного образования предъявляются и в настоящее время. Блонский горячо выступал за то, чтобы содержание школьного образования было тесно связано с жизнью, с задачами строительства социализма в нашей стране. Разрабатывая программу школьного образования, он исходил из правильного понимания соотношения науки и учебного предмета. Только этим можно обеспечить связь обучения с жизнью. В противном случае неминуемо извращение научных знаний в школе. Необходимо, утверждал он, отобрать главное в науке, давать учащимся глубокие знания о природе, обществе и мышлении, но не «суррогаты наук». Каждый учебный предмет, по его мнению, должен рассматриваться с точки зрения той роли, которую он может играть в подготовке школьников к трудовой деятельности, в развитии как общеобразовательных, так и политехнических знаний.

П.П. Блонский последовательно выступал за то, чтобы все новое и передовое в развитии современной научной мысли оплодотворяло собой школьное образование. Необходимо, указывал он, дать учащимся школы второй ступени действительное представление о современной физике. Наш век — век электричества. Вот почему надо широко вводить электричество в школу. Это позволит учителю лучше соединить теорию с практикой, обучение с общественно полезным трудом. Он внимательно следил за развитием науки и техники и видел в их достижениях мощное средство школьного образования. Считая, что ум школьника сознательнее, активнее и глубже усваивает подлинно научные знания, чем всякого рода суррогаты науки или то, что отжило свой век, но по традиции вошло в программу, он призывал смело идти к современной науке. Надо, говорил Блонский, совершенно забыть объемы прежних засоренных программ по математике. Школа первой ступени должна давать математическое воспитание, а школа второй ступени — математическое образование. В книге «Трудовая школа» он строил программу по математическому образованию таким образом, чтобы она способствовала развитию математического мышления. Для этого он вводил уже в начальной школе элементы алгебры, а в средней — элементы высшей математики, что, как известно, нашло отражение в программе советской школы на современном этапе ее развития.

Блонскийтакже наметил содержание обучения в трудовой школе, представляя его как синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, основанного на современном состоянии науки, с учетом взаимопроникновения отдельных наук. Конечную цель образования он видел в формировании единого философского мировоззрения. Содержание этого образования включало разные стороны научного познания (математика, биология, история, литература, география, химия и др.), обеспечивающие интеллектуальное развитие и эстетическое воспитание. Содержание образования, подчеркивал Блонский, необходимо согласовывать с возрастными возможностями ребенка и характерными для данного возраста видами деятельности: "игры среди трудовой обстановки - для дитяти, домашняя трудовая кооперация - для отрока, индустрия - для юноши"[2,с.35].

С первого шага в школе ребенок должен был усвоить и затем постепенно обогащать мысль о том, что основное в жизни людей - труд.

Природа - труд - общество - такова была сущность школьной программы. Их целью было раскрыть подрастающим поколениям глаза на мир, воспитать у них активное отношение к общественной жизни, приобщить к пафосу труда, научить ценить советское общество, где все трудятся во имя общего блага и блага каждого человека.

Согласно концепции трудовой школыП.П. Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными фазами детского развития.

П. П. Блонский, считал, что в трудовой школе нет необходимости заниматься нравственным воспитанием, что весь строй школы сам по себе будет формировать нравственный облик учащихся.

В начале 1920-х гг. П.П. Блонским была предложена студийная форма организации занятий, в которой вся учебная работа должна была проводиться в пяти студиях: физико-математической, биологической, социально-исторической, литературно-философской и философско-географической. Педагог считал, что для подростка гораздо полезнее на время отдаться занятиям одной наукой, с тем? чтобы пережить и другую. Студийный метод исключал свободное стихийное распределение учащихся по студиям, предусматривал обязательное прохождение каждого ученика по всем пяти студиям в соответствии с определенной программой занятий. Система П.П. Блонского реализовывалась в работе некоторых опытно-показательных учреждений.

В определении общих воспитательных задач для П. П. Блонского всегда были свойственны гуманистический и демократический принципы. Процесс воспитания он рассматривал как процесс двустороннего взаимодействия, в котором активны, обе стороны — и воспитатель и воспитуемый. Он горячо выступал против трактовки воспитанника как пассивного существа, подчеркивая необходимость развития активности личности. «Именно личность ребенка во всем ее своеобразии — основа воспитания»[3], — утверждал он. Чрезвычайно большую роль в этом П. П. Блонский отводил личности учителя. Он страстно призывал учителя быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни. «Любите не школу, а детей, приходящих в школу»[4], — говорил он. Блонский хотел, чтобы в новой школе работал учитель, знающий жизнь и быт трудящихся масс, обладающий организаторскими способностями, являющийся коллективистом, агитатором и пропагандистом трудовой культуры. Назначение учителя - воспитывать людей, которые строили бы новое общество. Учитель - организатор, учитель - активный строитель социалистической школы - вот те новые требования, которые П.П. Блонский, подчеркиваем мы, предъявлял к учителю. Важно, чтобы учитель любил детей, был близок и дорог им, умел учить и воспитывать их. Учителю необходимо знать возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с этим продумывать методику обучения и воспитания их. Особенно важно для учителя пробуждать интерес у них к своему предмету, уметь воздействовать на их эмоциональную сторону, давать им яркие образы, уметь хорошо рассказывать. Горячо высказывался он и о том, чтобы учитель был воспитанным и образованным человеком, который путем самообразования систематически повышает свою квалификацию и умственный кругозор. В новой трудовой политехнической школе может работать учитель, знающий технику и современное производство. В подготовке именно такого учителя П.П. Блонский принимал активное участие.

С большой силой Блонским подчеркивалась роль самообразования в повышении квалификации и умственного кругозора учителя. Учитель, говорил он, если не учится, не учитель. Без самообразования, без творческого роста невозможно преподавать. «Не надо спешить, как развивать детей, надо сначала учить, как развивать самих себя. Это единственно правильное — самовоспитание педагога должно предшествовать воспитанию детей. По-моему, это — аксиома»[5]

Таким образом, главная посылка книги Блонского проста: социальный прогресс напрямую связан с прогрессом в области труда, с уровнем его индустриализации. Эта посылка определяет значение трудово­го воспитания подрастающего поколения, - оно должно соответствовать про­грессирующему уровню развития индустриального труда. Практически это означает, что трудовое воспитание должно быть ориентировано не на ручной, а на машинный труд.

Вторая посылка книги Блонского в том, что индустриальное производ­ство, уровень развития техники немыслимы без постоянной их «подпитки» последними достижениями в области науки. Эта посылка ориентирует всю деятельность школы на овладение современным уровнем научного знания и его реализацию в техническом оснащении производства.[4]

Наконец, третья посылка книги - в утверждении связи уровня индустриа­лизации производства с уровнем социальной жизни общества. В воспитатель­ной практике трудовой школы она должна быть учтена при воспитании чувства коллектива, общности интересов трудящихся. П. П. Блонский считал, что в отличие от социализма ка­питалистический способ производства на каких-то этапах своего развития задерживает индустриализацию труда.

В работе “Трудовая школа” были сформулированы принципы, сохраняющие актуальность до настоящего времени: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки, необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, обязательная педагогическая осмысленность, обязательная осмысленность труда.

Призывы П.П. Блонского строить программу школьного образования в соответствии с требованиями современной науки, производства и общества, отобрать главное в науке сохраняют свое значение и теперь, так как вопрос о содержании образования стоит в ряду самых злободневных вопросов нашей школы. В настоящее время прилагаются усилия для приведения содержания образования в соответствие с возросшими требованиями науки и техники. Об этом свидетельствуют новые учебные планы, программы и учебники.[6]

Список литературы

  1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 695 с.

  2. Личный архив П. П. Блонского // Научный архив Российской академии образования. Ф. 112. Воспоминания: [Электронный ресурс]: URL:. http://www.gramota.net/materials/1/2011/7/32.html (Дата обращения 07.12.2017).

  3. Педагогические взгляды П.П. Блонского. М., 1974 (20 п. л.)., сихологические взгляды П.П. Блонского. В кн.: «К новым успехам советской науки», Донецк, 1966 (0,3 п. л.). [Электронный ресурс]: URL: http://userdocs.ru/psihologiya/5727/index.html?page=2 (Дата обращения 07.12.2017).

  4. Данильченко, М. Г. Участие П.П. Блонского в разработке учебных программ и учебников для средней и высшей школы в начале 20-х годов. «Материалы научной конференции кафедр исторических наук ДонГУ», Донецк, 1968 (0,7 п. л.).[Электронный ресурс]:URL: https://studfiles.net/preview/1844830/page:46/. (Дата обращения 29.11.2017)

  5. Ведькаловой Н.Д. Выдающийся советский педагог и психолог П.П. Блонский. Журн. «Народное образование», 1969, № 7 (0,5 п. л.). [Электронный ресурс]: URL: http: // userdocs .ru/ psihologiya/5727/index.html?page=2 (Дата обращения 07.12.2017).

  6. Данильченко М.Г. П.П. Блонский об учителе и его подготовке. Сборник трудов. М., 1973 (2 п. л.). [Электронный ресурс]: URL: https://studfiles.net/preview/6023792/page:44/ (Дата обращения 29.11.2017).

Просмотров работы: 2299