«ИНКЛЮЗИЯ» И «ИНТЕГРАЦИЯ» ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

«ИНКЛЮЗИЯ» И «ИНТЕГРАЦИЯ» ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Тумба Н.Д. 1, Суханова Н.В. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире выявлена тенденция ухудшения здоровья людей. Здоровье - это не только хорошее физическое состояние, но и психическое, социальное благополучие. Одной из форм нарушения здоровья является нарушение слуха. По статистике глухоты и нарушения слуха [6], по всему миру около 10% людей имеют проблемы со слухом, что составляет примерно 500 миллионов человек. Четвертая часть всех нарушений начинается в детстве. Как показал анализ медицинских источников, причины этих нарушений могут быть различны: воздействие на ребенка в утробе матери; заболевание ребенка в раннем возрасте; серьезные травмы; наследственность.

Медики отмечают, что в большинстве случаев, нарушение слуха заключается в снижении слуховой чувствительности, т.е. человек начинает хуже слышать и ему ставят диагноз тугоухость. «Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел» [8, С. 255].

По классификации Beckman G., составленной в 1966 году, дети с понижением слуха до 60 дБ могут обучаться в массовой школе (до 40 дБ без слухового аппарата за первой партой, свыше 40 дБ со слуховым аппаратом), свыше 60 дБ и до 90 дБ детей определяют в школу для слабослышащих с употреблением слуховых аппаратов, свыше 90 дБ в школу для глухих.

По данной классификации можно заметить, что многие дети могут обучаться в массовых школах, а не только в коррекционных. Еще в XX веке, советский психолог Выготский Л.С. указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. Он считал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются его интеграция в жизнь и возможная компенсация его недостатков (не только биологическую, а в большей мере социальную) [4].

В наше же время, с принятием Федерального закона «Об образовании» 29 декабря 2012 года, появляется термин, описывающий данный процесс. В статье 2 пункт 27 дается следующее определение «…инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [9]. Именно инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаться совместно с детьми без нарушений. Организацию обучения таких детей регламентирует статья 79 данного закона. В связи с этим, возникает потребность в пересмотре методики обучения детей в условиях инклюзивного образования.

Как показывает анализ педагогической и психологической литературы, понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование» имеют различные трактовки. Так, Барба М.Ф. в своей разработке понимает под инклюзивным образованием процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника учебного процесса.

Эрц Нафтульева Ю.М. определяет инклюзию как «…процесс обучения, в ходе которого можно производить изменения, применять различные методы обучения для поднятия эффективности, использовать вспомогательные материалы и методы, выстраивать взаимодействие особенного ученика со сверстниками» [3].

Суворов А.В. в своей статье пишет, что инклюзия (от англ. Inclusion - включение) предполагает равное участие в учебном процессе и социальном обществе.

Так же во многих источниках упоминается термин «интеграция», описывающий процесс, близкий к инклюзивному образованию, но имеющий весомые отличия в степени включенности особенных детей в образовательную систему. Интеграция означает «…приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствии с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же кассах, что и все остальные дети» [2, С.222].

Проанализировав педагогические источники, мы заметили, что большинство авторов считают эти два термина синонимами и употребляют их без особого различия. Мы выделили существенные признаки понятий «инклюзия» и «интеграция» в таблице 1, которые описаны в психолого-педагогической литературе.

Таблица 1

Отличия терминов «инклюзия» и «интеграция»

Инклюзия

Интеграция

Учитель преподает для всех, без выделения некоторых учеников.

Акцентируется внимание на проблемах детей с ОВЗ.

Адаптация условий образовательной системы к особенностям детей с ОВЗ.

Адаптация детей с ОВЗ к существующим условиям образовательной системы.

В образовательном процессе участвуют дети, родители, педагоги и специалисты.

В образовательном процессе участвуют специально подготовленные педагоги и специалисты.

Качественное обучение и воспитание каждого ребенка в классе.

Использование специальных методов обучения и терапии для детей с особенностями в развитии.

Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы.

Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

Обучая детей с нарушением слуха математике, необходимо применять специальные методы и приемы, позволяющие обеспечить эффективное усвоением информации. На данный момент, такие методы не распространены и используются, в основном, в начальной школе, а среднее звено использует традиционные методы при работе с особенными детьми. Примером таких методов может служить запись речи учителя на электронный носитель и многократное прослушивание дома или индивидуальные занятия с педагогом.

Включение слабослышащих детей в условия инклюзии является одной из самых актуальных проблем современного образования. С точки зрения Выготского Л., спецшкола держит своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого — в замкнутом мирке школьного коллектива, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, фиксирует его внимание на недостатке, не готовит его к реальной жизни. Вместо того, чтобы выводить ребенка из изоляции, спецшкола развивает в нем навыки, которые оборачиваются еще большей изоляцией, неявным образом, но эффективно осуществляет по отношению к нему практику маргинализации (положение человека между социальными группами, потеря людьми черт прежней социальной группы при переходе в другую). Сегрегация (политика принудительного отделения какой-либо группы населения) детей по уровню психофизического развития оказывается мощным фактором углубления социального неравенства, противоречит ценностям цивилизованного гражданского общества, нарушает права человека [5].

Сравнительный анализ литературы по реализации инклюзивного образования показал, что российская система образования в вопросе инклюзии отстает от зарубежной. Так, во многих европейских странах, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Новой Зеландии, странах Южной Америки органы образования управляют и несут ответственность за процесс инклюзивного образования детей с ОВЗ. Успешный опыт внедрения инклюзивного образования в Италии, где в рамках инновационной образовательной политики обеспечивается включение 98% детей с особенностями в систему общеобразовательных школ, является примером изучения и анализа исследователями всего мира [7].

В России данное направление только начинает развиваться и является актуальным не только в педагогике, психологии, но и в методике обучения и в частности в методике обучения математике. Большинство отечественных работ основываются еще на интеграции, что не является таким эффективным, как инклюзия. Российские педагоги берут за основу работы зарубежных коллег и, внося некоторые коррективы, внедряют в наши школы. Такой подход, на наш взгляд, не допускает высоких результатов из-за особенностей нашей идентичности, демографии и многих других факторов.

Список использованной литературы

  1. Барба, М.Ф., Харсекина, Е.В., Соколова Т.В. Инклюзивное образование и его роль в жизни общества [Текст] // Сборник методических разработок «педагогическая копилка - 2015». Выпуск I. / Отв. редактор О.В. Тюкинеева. – Усть-Илимск: НМЦ «СОВА», 2015. – 313 с.

  2. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Б.Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 221-225.

  3. Эрц Нафтульева, Ю.А. Поведенческая программа инклюзии как способ помощи особому ребенку [Текст] / Ю.А. Эрц Нафтульева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2012. – №5. – С. 33-38.

  4. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М., 1983. С. 34-49

  5. Зайцев Д. Вместе или отдельно? Где учиться детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д. Зайцев // Вестник Евразии. – 2004. – №2. – С.54-76.

  6. Информационный сайт о проблемах слуха «Я вас не слышу!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uho.com.ua/

  7. Сигал Н.Г. Реализация инклюзивного образования за рубежом [Текст] / Н.Г. Сигал // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – №12. – С.97-103.

  8. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

  9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Просмотров работы: 338