АВТОРСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 80-Х ГОДОВ XX ВЕКА В РОССИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АВТОРСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 80-Х ГОДОВ XX ВЕКА В РОССИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Демакова С.Е. 1, Гордилковская Д.С. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новаторство в российской педагогике в 1980-х гг. было порождено стремлением педагогов улучшить учебно-воспитательный процесс. Новаторское движение развивалось как альтернативное в противовес административной и академической педагогике. Данное направление представляли педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.

Имея за плечами многолетний опыт, новаторы хотели найти такие дидактические системы, которые бы радикально изменили образовательный процесс в школе. Невзирая на многообразие подходов к решению этого значимого вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов большое количество общих посылок. Это:

1. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она сформирована на уважении личности учащегося, равного партнерства его и педагога в учебном процессе, на стремлении к духовной общности педагога и учащегося. Педагог никак не вынуждает принудительными средствами обучаться ученика, а формирует ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и способности учащегося в успешном усвоении знаний, рвением при необходимости авансировать успех ученика в учебной деятельности;

2. Поиск новейших, нестандартных способов, приемов и средств учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения обучающимися учебного материала. Вследствие того их и называют новаторами;

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, наиболее высокими учебными успехами их учеников. Не спроста к их опыту потянулись учительские массы;

4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для абсолютно всех слоев и массы учительства с меньших классов вплоть до техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной деятельность в муниципальных и сельских школах. В 80-90-е года крупными тиражами издавались книги самих педагогов-новаторов, существовали тематические радио- и телепередачи о них, проходили их встречи с обширными массами преподавателей.

Становились новые воспитательные задачи, что и отразилось в названии движения — педагоги-новаторы, а не новаторское преподавание, к примеру. Сформированы десятки новейших подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и оргдеятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по различным дисциплинам, преподавание через пк, тьюторство, новейшие подходы к оценке учебного процесса, различные типы олимпиад и т.д.

Педагогическая система Ш.А. Амонашвили Педагогическая система Ш.А. Амонашвилибыла выстроена на вере в ученика, гуманности, воспитании творчеством и близком сотрудничестве педагога с детьми. Школьные занятия были уроками познания, общения, взаимопомощи. Новатор не использовал балльные оценки и не сопоставлял учащихся друг с другом. В книгах «Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «В школу с шести лет» (1986) педагог подробно описал главнее принципы системы обучения и воспитания школьников. В методическом пособии для педагогов «Здравствуйте, дети!» Амонашвили обобщил свою педагогическую деятельность, многолетние исследования за формированием личности учеников начальных классов. Книга представляет собой рассказ-размышление педагога, который организовал интереснейшую школьную жизнь. В ней выделяются психологические характерные черты этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов преподавания и обучения шестилетних детей. «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации за радостные и увлекательные жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания» — пишет Амонашвили в предисловии [1, с. 6].

В 1988-1989 гг. Амонашвили работал вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе - ВНИК «Школа». Задачей, которую поставили перед собой педагоги, являлось создание научно-методологических принципов образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. Но, к несчастью, произошла смена руководства в области образования, в результате чего ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы не были востребованы. Однако основные принципы методологической платформы образовательной системы будущего были установлены.

Главное положение педагогической философии Амонашвили состоял в последующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно, он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить ее» [2, c. 8].

Педагогическая система И.П. Волкова. Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, кандидат педагогических наук. Игорь Павлович обобщил личный продолжительный опыт работы в учебном учреждении в соответствии с альтернативным построением процесса обучения творчеству.

Исследуя развитие творчества и самостоятельности у детей, формирование их возможностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети владеют различными потенциальными способностями». А учебное заведение должно обнаружить и развить их. Следовательно, следует сформировать необходимые условия для расцвета одаренности детей.

Он считал, что в обучение необходимо вводить различные виды труда и заинтересовывать творчество детей. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Начальными принципами при проектировании и организации данных уроков И.П. Волков взял следующие:

1. знания как фундамент творчества;

2. строгий отбор учебного материала;

3. многократность повторения;

4. разностороннее развитие ученика;

5. формирование устойчивого интереса к ребенку;

6. обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;

7. контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.

Новаторская идея И.П. Волкова состоит в том, что он основал систему выявления творческих способностей детей и их развития. В целом система И.П. Волкова содействует формированию у подростков заинтересованности к творчеству, потребности в нем.

Подвергая анализу свой продолжительный опыт и уделяя особый интерес к целям и задачам обучения творчеству, а также и к особенностям психики подросткового возраста, новатор сформулировал базовые принципы, которыми и сегодня руководствуются педагоги в построении и разработке уроков творчества.

1. Знания - фундамент творчества;

2. Строгий отбор учебного материала;

3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала;

4. Разносторонне развитие ребёнка;

5. Формирование устойчивому интересу к учению;

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;

7. Постоянный контроль за работой ученика;

8. Индивидуальный подход.

Педагогическая система Е. Н. Ильина. Евгений Николаевич Ильин учитель литературы средних школы Ленинграда, известный методист. Авторская система была им составлена в 1960-1970-е гг., но известность в Советском Союзе получила в середине 1980-х – начале 1990-х гг. В чём же состоит исключительность методики Е. Н. Ильина?

Случается, такое, что ученики не имеют особого интереса к чтению, однако у Е.Н. Ильина читают все! Педагог-новатор главную задачу обучения литературе видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной. «Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь на воспитательной основе» [3, с. 23]. Он различными способами стимулирует учеников к оживленному поиску «своей истины», личных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Ильин регулярно использует приемы, которые рассчитаны на чувственное восприятие писательских и поэтических творений. «В какой мере работа ума становится трудом души -— вот критерий урока литературы» [3, с. 23].

Е. Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. «Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок— разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность— все, все в этом узелке» [3, с. 24]. Начиная с «мелочи» и «детали», преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений: от детали —> через поиск —> к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается и вне его, возникают креативные, а иногда — игровые задачи.

Отдельное значение уделяется вопросам учеников, их диалогу по теме. В них выражается поиск проблемы, дебаты, возражения, желание иметь свое мнением. Формируется любопытство, ученик стремится к литературе. И учитель не только лишь обучает, но и сам учится у школьников. Велика роль общения учителя с обучающимся в учебно-воспитательной работе, считает Е. Н. Ильин. Следует создать новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого — «доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес» [3, с. 14].

Педагогическая система В. Ф. Шаталова.В. Ф. Шаталов, педагог-новатор, создал в 70-х годах собственную педагогическую систему обучения. Преподаватели колледжей и училищ называют ее «методом Шаталова».

Педагогическая система состоит в том, что учебный материал объясняется предельно четко, логично, с применением блок-схем, опорных конспектов, в которых представлена логика преподаваемого материала; учащиеся отвечают, опираясь на блок-схему, которую удерживают в уме. Дома поначалу решаются те же задачи, что и на уроке. Вследствие чего, в том числе и «слабые» учащиеся, но стремящиеся обучаться, имеют все шансы достичь успеха. Знания оцениваются уже после того, как каждый учащийся усвоил тему.

Основные постулаты педагогической системы В. Ф. Шаталова:

1. Объяснять материал предельно понятно, можно даже сказать упрощенно.

2. Не позволять ученикам одновременно слушать и записывать, т.к. Шаталов разделяет эти процессы. Важно распределять внимание на письмо и понимание, так как восприятие звуковой информации сформировано не у всех в одинаковой мере. Сначала ученики прослушивают, затем они или записывают, или, если не успели записать, повторно слушают материал.

3. Опережающее рассмотрение теории, фиксация её в блок-схемах либо опорных конспектах. Представлять ярко, наглядно, оригинально, опираться на закономерности зрительного анализатора. У ученика память работает в разы лучше, если он сам разрабатывает логический план или пишет опорный конспект. С помощью этих действий упрощается усвоение знаний ребенком. Конспектирование делает возможным проводить самоконтроль, взаимоконтроль, а также контроль со стороны родителей.

4. Осуществлять контроль знаний учеников согласно этим блок-схемам. Ученик обязан по памяти изобразить этот опорный конспект и по нему вспомнить, что содержал материал с урока. Применять принцип повторяющегося, периодического контроля. Больше всего забывается информации в первые 3 дня (40, 30%). Поэтому необходимо сначала контролировать каждый день, а примерно через 3-4 недели процесс забывания проходит медленнее (27%) и возможно осуществлять контроль уже не так часто.

5. Осуществлять обучение с опорой на память, однако, никак не исключая развитие мышления учеников.

6. Следует развить в группе такой эмоциональный фон, в котором бы любой чувствовал себя комфортно и спокойно. Это является основой для творческой атмосферы, которая помогает формировать у учеников способности и интерес.

7. Использовать метод поурочного балла, т.е. давать отвечать ученикам на каждом занятии, чтобы у них была возможность в течение всего учебного времени проявить себя.

8. Предоставить каждому обучающемуся возможность улучшить собственный балл. Данный принцип называется «открытые перспективы». При этом, повысить собственную оценку школьник сможет тогда, когда сам почувствует, что понимает материал и будет уверен в своих силах, а не тогда, когда его вызовет к доске учитель.

9. Гуманное отношение к учащимся и родителям.

В основном, сущность педагогической системы В. Ф. Шаталова проявляется в том, чтобы ученик представлял, понимал и не забывал знания, которые он получил, а также использовал их в нестандартных условиях. На наш взгляд, это очень конструктивный принцип. Не удивительно, что у В. Ф. Шаталова существуют последователи и среди преподавателей высшей школы.

Благодаря педагогам-новаторам были выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и метод погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые и оргдеятельностные игры, проектная методика, исследовательские лаборатории по разным предметам, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д. Педагоги-новаторы 1980-х годов придали новый импульс развитию педагогической мысли, а методики, разработанные на основе их идей, продолжают модернизироваться и внедряться в образовании. Более того, сформулированные принципы сотрудничества сегодня для многих становятся нормой организации учебного процесса независимо от их отношения к данному направлению педагогической науки.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети». М.: Просвещение, 1983.

  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.,1984

  3. Ильин Е.Н. «Искусство общения». М.: Педагогика, 1982.

  4. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

  5. Современные педагоги-новаторы / под.ред. А.Д.Коровиной. Л., 1984

  6. Профессия учитель / под ред. В. П. Олавкина. М., 1985

  7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 2009

Просмотров работы: 2235