АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Жулина Е.В. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная цель высшего образования заключается в формировании творческой личности будущего профессионала, способного к саморазвитию и самообразованию. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний от педагога к обучающемуся. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом случае следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Основная ее функция – готовить студента к профессиональной мобильности, к умению и готовности учиться на протяжении всей жизни, содействовать формированию самостоятельности, инициативности и умения творчески смотреть на окружающий мир.

Самостоятельная работа студентов подразумевает планируемую учебную, учебно-исследовательскую и (или) научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. [1]

Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий. Нынешняя система образования всё чаще использует компьютерные телекоммуникации, потому что лекционно-семинарская форма обучения давно потеряла свою эффективность.

Современные информационные (сетевые) технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Информационные технологии сегодня активно применяются в следующих видах самостоятельной работы студентов:

  • представление курсовых и дипломных проектов студентами в электронном виде (помимо бумажного);

  • предоставление доступа в Интернет к ресурсам для подготовки рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ (проектов);

  • самообразование с использованием разработанных и приобретенных мультимедийных курсов;

  • участие в научно-исследовательских проектах;

  • осуществление самотестирования знаний;

  • создание собственных электронных ресурсов.

  • подготовка презентаций и другие.

Благодаря использованию новых сетевых технологий в образовательном процессе, достигается более интенсивное использование аудиторного и внеаудиторного времени.

Применение подобных технологий позволяет не только улучшить качество образования, но и выводит образование на новый современный уровень. Активное использование информационных ресурсов в учебном процессе способствует повышению интереса и мотивации к обучению, является хорошей подготовкой для будущего специалиста к самостоятельной деятельности и самообучению.

Электронные ресурсы многофункциональны. Их внедрение в учебный процесс способствует формированию профессиональных способностей обучающихся, развитию их независимого мышления, творческих способностей и как результат, повышению качества знаний студентов с использованием следующих методов и приемов:

1) сочетание компьютерных технологий с традиционными приемами и методами обучения при изучении нового материала (использование тестовой программы в обучающем режиме для закрепления экономических знаний);

2) организация самостоятельной работы на компьютере в процессе приобретения умений, формирования навыков и применения их на практике:

3) выполнение практических работ на компьютере, самостоятельная работа с электронным учебником, поиск информации в сети Интернет;

4) применение компьютера при диагностике результатов обучения (использование тестовой программы в контролирующем режиме).

Использование информационных ресурсов в образовании регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года. В законе прописаны возможности, которые предоставляют сетевые формы реализации образовательных программ.

Благодаря повсеместному распространению сетевых технологий, процесс обучения становится намного проще, система образования становится более гибкой за счёт автоматизации многих процессов, повышается эффективность использования учебного материала, а также информация открывает новые возможности для самореализации. Можно выделить следующий важный аспект использования информационных технологий: преподаватель выступает не в роли носителя информации, а в роли советчика. Это даёт некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, обучаются мыслить самостоятельно, выдвигают свои точки зрения, моделируют реальные ситуации. Развитие информационных технологий предоставило новую уникальную возможность проведения занятий – внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать время и место для обучения. Во-вторых, даёт возможность получить образование лицам, лишенным получать традиционное образование в силу тех или иных причин. В-третьих, в определенной степени сокращает расходы на обучения. Дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.

В России внедрение современной техники в образование происходит достаточно медленно, это связано с недостаточным финансированием данной сферы. В настоящее время в нашей стране происходит внедрение в образовательную среду таких информационных средств обучения, как:

  • Электронные книги и учебники – они облегчают понимание изучаемого материала за счёт различных способов его подачи, все необходимые книги помещаются в одно устройство, а значит ничего не забудется дома и вся необходимая информация будет всегда под рукой.

  • Интерактивные доски – позволяют показывать видеоматериалы, графики, диаграммы, позволяют донести информацию в наглядном, более понятном виде, а также снижают утомляемость обучающихся.

  • Электронный журнал и портфолио – позволяют более эффективно организовать совместную работу студента и преподавателя, вводить бально-рейтинговую систему и сделать визуализируемыми достижения студента.

  • Аудио- и видеоконференции, онлайн-трансляции – позволяют передавать учебную информацию и обеспечить взаимодействие участников учебного процесса.

Важнейшим критерием эффективности использования интерактивных средств обучения является познавательная самостоятельность, т.е. готовность, способность и стремление своими силами овладевать продвигаться в овладении знаниями (Н.А. Половникова) [2] и, главное потребность овладеть не только знаниями, но и способами их получения, готовность решать познавательные задачи, определять цели деятельности и своевременно их корректировать без непосредственной посторонней помощи. (Г.Н. Кулагина) [3]

Основной задачей самостоятельной работы студентов является развитие инициативы, познавательной активности и формирование собственного мнения в решении поставленных задач.

Познавательная самостоятельность студентов базируется на знаниях, применении этих знаний и их творческом использовании. Если у студентов достаточно развиты интеллектуальные умения, то они быстро продвигаются в поиске нового, т.е. продвигаются на творческий уровень деятельности.

При этом возрастает роль преподавателя как наставника: из источника знаний, он становится координатором и наставником, приходит на помощь, когда, работая самостоятельно, студенты испытывают затруднения. А функцию обучения обеспечивают по большей части информационные сетевые средства. Это позволяет перевести общение педагога и студента на новый уровень взаимопонимания и сотрудничества. То есть предполагается, что студента и педагога объединяет одна большая общая цель, к которой они идут через совместную развивающую деятельность. Педагог должен помочь студенту достичь этой цели, ведь каждая достигнутая цель это и есть воспитательный результат, который формирует личность.

Организация самостоятельной работы с помощью современных сетевых технологий обеспечивает необходимую подготовку студента по предмету: вызывает интерес к познанию предмета и интерес к самостоятельной познавательной деятельности; способствует всестороннему развитию личности студента, формирует самостоятельность его жизненных приоритетов; является одним из факторов активной познавательной деятельности студента; позволяет повысить качество учебного материала, усилить образовательные эффекты; позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам, обладающих разными способностями и возможностями.

Таким образом, следует отметить, что система образования должна совершенствоваться на основе использования новых современных технологий обучения, ведь молодёжь все время стремиться ко всему новому и совершенному. А без самостоятельной работы студентов в среде сетевых технологий невозможно формирование специалиста, востребованного в современном информационном обществе.

Список литературы:

  1. Андрюхина Л.М., Шверина Л.Ю .Сетевая модель организации самостоятельной работы учащихся школы. – В сб.: Общество, наука и инновации// Сб. ст. Международной научно-практической конференции. - 2015. С. 190-193.

  2. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. Казань.: Тат. Кн. Изд-во, 1998

  3. Кулагина Г.Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности: автореф. канд. пед. наук. / Г.Н. Кулагина. – М. 1980

Просмотров работы: 105