ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Никонова М.А. 1, Райнчук М.В. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день система образования ориентируется на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни. Чтобы быть востребованным и конкурентоспособным специалистом, выпускники должны обладать развитыми творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь без помощи других получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности [3, c.134].

Обширный круг проблем, возникающий у студентов и связанный с многообразием их деятельности, требует использования инновационных педагогических технологий, которые позволяют развивать творческий потенциал личности [9, c.13-16].

На настоящий момент актуальные проблемы современного этапа изучения особенностей формирования творческой личности в процессе профессионализации можно обозначить как: педагогические проблемы, связанные с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому и недостаточной сформированностью определенных личностных структур у педагога; проблемы изучения целостной личности; проблемы исследований творческой личности, сопряженные с изучением творческих возможностей личности и их применение в профессиональной деятельности, в наибольшей степени это относится к целому ряду творческих профессий; формирование способности нового видения действительности, преодоления стереотипов восприятия, мышления и деятельности, а также способности к саморазвитию [2, c. 4-5].

В современной науке имеется множество трактовок термина «педагогическая технология».

Согласно условиям ФГТ и ФГОСпедагогическая технологиярассматриваетсяв широком значении,ровно как многомерное понятие, учение о совокупности методов и способов наиболее рационального достижения педагогической цели; в узком понимании – наиболее оптимальная последовательность педагогической деятельности (пошаговое выполнение действий), позволяющая приобрести надежный результат в определенных условиях.

Роль педагога в современном мире остается значительной. И для того, чтобы качественно и достойно осуществлять свою деятельность педагогу необходимо постоянно овладевать инновационными технологиями в сфере образования.

Исследователи рассматривают креативность как внутренний потенциал, ресурс человека, проявляющийся в способности к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [4, c.148-149].

Креативность – это умение в необычном ключе рассматривать и оригинально решать проблемы. Для нестандартного решения задач должны быть задействованы творческие ресурсы человека, то есть психологическая подготовленность и определенная база знаний и навыков. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или ограниченности знаний; действия по поиску решения проблем на основе выдвижения гипотез; действия по формированию решения проблем по определенным технологиям.

Креативный подход к образовательному процессу в системе профессионального образования дает возможность каждому обучающемуся сформировать свой творческий потенциал, а также необходимость в дальнейшем самопознании, творческой cамоактуализации, самооценке [1,c. 103-104]

Чтобы у обучающихcя появился интереc к той или иной диcциплине, нужно включать в образовательную деятельность педагогические технологии развития креативноcти.

Каждая технология отталкивается от взглядов об источниках, определяющих психическое формирование личности. Таким образом, важно, чтобы технология была оптимальной как в коллективной деятельности, так и в индивидуальной.

Развитие креативности осуществляется методами, активизирующими творческое мышление, которые помогают сформировать умение решать новые проблемы и прийти к целенаправленному сознательному поиску ее решения.

Методы, активизирующие творческое мышление и формирование креативности можно разделить по следующим критериям [ 5, c, 15-16].

1. Методы, направленные на организацию креативной среды:

- мозговой штурм, то есть групповой метод творческой деятельности без учета всяких критериев оценки и направлений поиска идей;

- синектика как вид мозгового штурма при допущении обсуждения идей на стадии их выдвижения и определения приемов генерирования идей.

2. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний по проблеме (различные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей и т. д.):

- метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Данная методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий в ходе решения проблемы, ориентированного на идеальный конечный результат;

- структурно-логические схемы воображения как рациональный мыслительный процесс представления результата труда до его начала (построение образа продукта, создание программы и моделирование процесса его получения).

3. Методы тренировки интуитивного мышления, строящиеся на основе интуитивно-логических игр.

Помимо методов существует большое разнообразие техник развития творческих, креативных способностей. Они позволяют генерировать новые идеи, а также рассматривать различные проблемы с разных точек зрения. Так в книге Б.Клег, П. Бич «Интенсивный курс развитию творческого мышления» приводятся такие техники, как «Говори метафорически», «Глубокая концентрация», «Ложная модель», «На грани», «Холистическое сознание». «Компас» «Делу время, потехе час» «Рецепт творчества» и другие. Каждая из этих техник позволяет актуализировать какой то вид творческих ресурсов человека. Так, например, техника «Компас» используется для вскрытия подлинных проблем, затуманенных неточными определениями, техника «Делу время, потехе час» помогает улучшить запоминание информации и увеличить свои знания, техника «Рецепт творчества» меняется ракурс видения ситуации, взгляд на проблему, а следовательно, развивает творческое мышление.

Главная цель применения техник развития креативности, прежде всего, заключается в том, чтобы преодолеть ординарность, обыденность и достичь экстраординарности [7, c. 286].

Творческое самовыражение преподавателя отражает потребности в самореализации, в самоосуществлении педагога, которые реализуются посредством стремления личности к свободе, осуществляемое в обществе независимых людей; организацию глубинного общения в процессе обучения, способствующую дополнению и обогащению различных позиций; овладение нормами социальной среды и изменение её при формировании нового как во внешнем мире, так и во внутреннем мире самого субъекта [6, c. 56-58].

Творческое самовыражение определяет умение педагога к выходу за границы обычного исполнительства, к возвышению над определенной работой, к недопущению превращения деятельности в многофункциональное поведение. Творческое самовыражение - это не просто представление себя для других, это реконстпукция самого человека, его индивидуального сознания, возможностей к познанию, к деятельности. Демонстрирующий собственное «я» человек обращён к культуре, он cпособен на преобразующую деятельность, на саморазвитие.

Креативность позволяет преподавателю предвидеть предстоящие изменения социальной и образовательной среды, динамику развития учебного коллектива и каждого субъекта образовательного процесса, своевременно отказаться от тривиальных способов организации учебной деятельности, не пригодных в новых условиях, и привести свою работу в соответствие с новыми требованиями [8, c. 156-157].

Список литературы

  1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002. 205 с.

  2. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. тр. М., 1991. С. 3-26.

  3. Бузгалин А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века // Вопросы экономики.. 2017. № 3. С. 125-144.

  4. Гусарова Е.Н. Творческий потенциал личности педагога // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тез. докл. Х годичного собрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. 1. Ростов н/Д, 2003. С. 148-149.

  5. Еремина Л.И. Педагогические технологии как средство развития креативности студентов // Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Логопедическое сопровождение. 2013. № 3. С. 15-19.

  6. Зикунова И. В. Феномен предпринимательской активности в бизнес-цикле постиндустриального развития: монография. – СПб.: Издательство политехнического университета, 2017. 132 с.

  7. Клег Б., Бич П. Интенсивный курс развитию творческого мышления // М., АСТ, 2004. 392 с.

  8. Кочергина О.А. Вариативность общепедагогической подготовки как условие развития творческой индивидуальности будущих учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2002. 22 с.

  9. Пимонова С.В. Психологические аспекты и условия проявления креативности в студенческом возрасте. Ставрополь, 2004. 32 с.

 

 

Просмотров работы: 704