Малый бизнес выступает в качестве одновременно важнейшего элемента как социальной, так и экономической среды. Развитие малого бизнеса оказывает воздействие на различные сферы экономики и, через цены и тарифы на услуги и товары, оказывает влияние на структуру денежных расходов населения, формирует тем самым, масштабы и структуру рынка потребительских товаров и услуг. Поэтому, актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом факторов:
- высокая теоретическая и практическая значимость проблемы повышения эффективности стратегического управления финансами предприятия на основе научной методологии прогнозирования финансовых результатов;
- необходимость разработки и внедрения современных, адекватных текущей экономической ситуации, методик и моделей прогнозирования финансовых результатов;
- отсутствие комплексных исследований по данному вопросу, что не позволяет получить полное представление о прогнозировании финансовых показателей как составном элементе системы стратегического управления финансами предприятия.
Формирование и реализация финансовой стратегии на основе новейших научных методов финансового прогнозирования и моделирования играют важную роль в обеспечении эффективного развития предприятия любой отрасли. Согласно законодательству РФ, прогнозированием является деятельность участников стратегического планирования, направленная на разработку научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Финансовые прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов при оптимистическом, пессимистическом и усредненном сценариях развития экономики, конъюнктуры рынка.
Можно отметить следующие методические подходы, используемые при прогнозировании:
прогнозирование всегда ведется от настоящего в будущее посредством установленных причинно-следственных связей;
определение будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему.
В настоящее время существует большое множество различных методов прогнозирования. На практике же, в качестве основных, используется лишь 15-20 методов. На рис. 1 приведена классификация методов прогнозирования финансовых показателей предприятия.
Рис. 1 Классификация методов прогнозирования финансовых показателей предприятия
Таким образом, методы прогнозирования - это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей предприятия, а также их измерений в рамках рассматриваемого процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития предприятия.
Базой проведенного исследования стало общество с ограниченной ответственностью «НИДИ» (ООО «НИДИ»). Общество с ограниченной ответственностью «НИДИ» является юридическим лицом, которое действует на основании устава и законодательства страны. На 1 января 2017 года в организации ООО «НИДИ» работает 16 человек.
Цель деятельности – продажа автомобильной продукции, пользующейся спросом среди частных автовладельцев, транспортных организаций и промышленных предприятий. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
– продажа масел (моторных, трансмиссионных, индустриальных);
– продажа пластичных (консистентных) смазок;
– продажа автохимии; охлаждающих жидкостей (антифризов) для автомобильной техники и систем отопления;
– продажа шин для грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники, и их обслуживание;
– продажа аккумуляторов для всех видов техники.
ООО «НИДИ» является официальным представителем торговых марок:
• «Sintoil» (масла);
• «Sintec» (антифризы);
• «RUNWAY» , «Sapfire» (автохимии);
• «Аком», «Орион» (аккумуляторы);
• «Big», «MANN» (фильтры);
• «PHANTOM» (аксессуары).
ООО «НИДИ» имеет высокую деловую репутацию среди клиентов и поставщиков, а также обширную сбытовую сеть. ООО «НИДИ» располагает собственной сетью розничных автомагазинов, что позволяет ей анализировать и изучать рынок автомобильной продукции, предлагать новые методы работы и товары, пользующиеся спросом среди конечных потребителей.
Основная миссия предприятия – поставка качественной продукции и построение эффективной, устойчивой системы продаж, ориентированной на удовлетворение нужд розничного сегмента, отраслей промышленности, автотранспортных и аграрных предприятий. Система работы описывается следующей последовательностью действий:
Торговый представитель еженедельно в соответствии с маршрутом посещает торговые точки. Он формирует заявку, которая в течение 5 секунд поступает в центральный офис.
Оператор получает заявку, обрабатывает ее и отправляет на склад, где товар резервируется и собирается для отправки клиенту. Отгрузки со склада осуществляются ежедневно. Клиент получает товар в течение 24 часов.
Экономическая работа в ООО «НИДИ» осуществляется финансовым отделом, в сферу ведения которого входят: финансовое планирование, оперативная работа, контрольно-аналитическая работа.
Планирование финансовых результатов – достаточно значимый участок финансово-экономической работы на предприятии. Основным направлением стратегического планирования на анализируемом предприятии является составление плана доходов и расходов денежных средств.
Анализируя процесс стратегического планирования в ООО «НИДИ», необходимо отметить, что на предприятии используется расчетно-аналитический метод планирования. Планирование на предприятии осуществляется по доходам и расходам, связанным с основной деятельностью.
Анализируя эффективность стратегического финансового планирования на предприятии за период 2014 – 2016 гг., рассчитаем отклонения плановых показателей стратегического финансового плана от фактических в 2014 – 2016 гг. Для осуществления анализа составим таблицу (табл. 1).
Таблица 1
Показатели выполнения плана финансовых результатов
ООО «НИДИ» за 2014 – 2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||||||
План |
Факт |
Откл., % |
План |
Факт |
Откл., % |
План |
Факт |
Откл., % |
|||
Общая сумма доходов от реализации, тыс. руб. |
55270 |
53605,8 |
96,99 |
68255 |
67543,3 |
98,96 |
73122 |
72946,4 |
99,76 |
||
Общая сумма расходов по реализации, тыс. руб. |
51345 |
52696,4 |
102,63 |
62378 |
66347,3 |
106,36 |
69255 |
71232,1 |
102,85 |
Рис. 2 Показатели выполнения плана доходов от реализации ООО «НИДИ» за 2014 – 2016 гг.
Как следует из данных табл. 1 и рис. 2, план доходов от реализации за рассматриваемый период не выполнялся. В 2014 г. значение показателя составило 53605,8 тыс. руб., что на 3 % меньше планового значение, в 2015 г. 67543,31 тыс. руб., что меньше планового значения, на 1,04 %. В 2016 г. расхождение с плановым показателем менее 1 %.
Общая сумма расходов по реализации в 2015 г. составила 66347,27 тыс. руб., что на 6,36 % больше планового значения показателя. В 2016 г. показатель равен 71232,11 тыс. руб., это на 2,85 % превышает плановое значение.
Делая общий вывод по стратегическому финансовому планированию в ООО «НИДИ» в 2014 – 2016 гг., отметим, что на предприятии достаточно эффективно осуществляется планирование затрат и конечного финансового результата деятельности предприятия. Однако имеются некоторые расхождения показателей с плановыми.
Оценим эффективность планирования прибыли ООО «НИДИ». Оценка осуществляется по пятибалльной системе и рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов по указанным выше критериям к общему количеству критериев:
- до 3 баллов - низкоэффективная;
- от 3,1 до 4 баллов - среднеэффективная;
- от 4,1 до 5 баллов – высокоэффективная.
Для критериев оценки эффективности финансового планирования в ООО «НИДИ» автором совместно с руководителем финансового отдела была разработана следующая бальная система:
Таблица 2
Критерии оценки эффективности финансового планирования
в ООО «НИДИ»
Наименование критериев |
Оценка |
||||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
Степень выполнения плана доходов |
100 – 97 % |
96 – 90 % |
89 – 80 % |
79 – 70% |
< 70 % |
Степень выполнения плана расходов |
100 – 97 % |
96 – 90 % |
89 – 80 % |
79 – 70% |
< 70 % |
Степень выполнения плана по финансированию |
100 – 97 % |
96 – 90 % |
89 – 80 % |
79 – 70% |
< 70 % |
Степень выполнения плана по прибыли |
100 – 97 % |
96 – 90 % |
89 – 80 % |
79 – 70% |
< 70 % |
Эффективным считается такое планирование, при котором расхождения между фактическими данными и запланированными минимальны. Определим, насколько эффективным является планирование в ООО «НИДИ» (табл. 3).
Таблица 3
Оценка эффективности финансового планирования в ООО «НИДИ»
Наименование критериев |
Значение показателя, % |
Баллы |
Степень выполнения плана доходов (ПД) |
99 |
5 |
Степень выполнения плана расходов (ПР) |
97 |
5 |
Степень выполнения плана по валовой прибыли |
94 |
4 |
Степень выполнения плана по чистой прибыли (ПП) |
96 |
4 |
Рассчитаем показатель качества планирования деятельности предприятия:
КД= ПД * 0,3 + ПР * 0,3 + ПФ * 0,2 + ПП * 0,2 = 5*0,3 + 5*0,3 + 4 * 0,2 + 4 * 0,2 = 4,6.
В целом по проведенному анализу и оценив критерии эффективности планирования можно сделать вывод, что на предприятии финансовая служба достаточно эффективно планирует формирование финансовых результатов предприятия. Далее перейдем непосредственно к прогнозированию результатов деятельности ООО «НИДИ» на 2017 г.
Для прогнозирования результатов деятельности ООО «НИДИ» воспользуемся методом процента от доходов от реализации. Общая сумма доходов от реализации в 2016 г. составила 72946,44 тыс. руб. В основу прогноза положим увеличение суммы доходов от реализации на 20 %. Рассчитаем процент от суммы доходов для финансовых показателей 2016 г. (табл. 4)
Таблица 4
Расчеты процента от суммы доходов от реализации для финансовых показателей 2016 г.
Показатель |
Расчет |
Результат |
Общая сумма расходов по реализации, % |
71232,1 / 72946,44 * 100 % |
97,65 |
Дебиторская задолженность, % |
4189 / 72946,44 * 100 % |
5,7 |
Исходя из показателей, методом процента от доходов от реализации, получили результат, благодаря которому, известна общая сумма расходов предприятия, а также, дебиторская задолженность. Данные понадобятся нам в дальнейших расчетах прогнозных значений показателей на 2017 г. (табл. 5)
Таблица 5
Расчет прогнозных значений основных показателей деятельности
ООО «НИДИ» на 2017 г.
Показатель |
Расчет |
Результат |
Общая сумма доходов от реализации, тыс. руб. |
72946,44/100 * 120 |
87535,73 |
Общая сумма расходов по реализации, тыс. руб. |
87535,73 / 100 * 97,65 |
85478,64 |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
87535,73 / 100 * 5,7 |
4989,54 |
Показатели предыдущей таблицы позволили расчитать величин прогнозируемых доходов и расходов предприятия, при его дальнейшей стабильной работе. Результаты расчетов сведены в таблицу (табл. 6). Как Общая сумма доходов от реализации в 2017 г. составит 87535,73 тыс. руб. Остальные финансовые показатели увеличатся в среднем на 20 %. Так, общая сумма расходов в 2017 г. составит 85478,64 тыс. руб.
Таблица 6
Прогноз доходов и расходов ООО «НИДИ» на 2017 г.
Показатели |
2016 г., тыс. руб. |
Процент от продаж |
2017 г., тыс. руб. (Прогноз) |
Изменение (+-), тыс. руб. |
Темп изменения, % |
Общая сумма доходов от реализации |
72946,44 |
100 |
87535,73 |
14589,29 |
120,00 |
Общая сумма расходов по реализации |
71232,11 |
97,65 |
85478,64 |
14246,53 |
120,00 |
Дебиторская задолженность |
4189 |
5,7 |
4989,54 |
800,54 |
119,11 |
Таким образом, финансовое прогнозирование является:
- эффективным инструментом, позволяющим принимать научно обоснованные управленческие решения; необходимым составным элементом системы стратегического управления в компании; ключевым процессом при разработке и реализации финансовой стратегии;
- одним из основных условий эффективного финансового планирования.
В работе определено, что финансовое прогнозирование представляет собой научное исследование перспектив и путей развития финансов компании, носящее вероятностный, многовариантный, но достаточно достоверный характер для принятия стратегических управленческих решений.
Результатом процесса финансового прогнозирования является научно обоснованный финансовый прогноз, который представляет собой выраженное в словесной, математической, графической или другой форме суждение о возможном состоянии финансов компании в будущем или альтернативных путях достижения этого состояния. На практике финансовый прогноз - это документ, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей субъекта хозяйствования в зависимости от принятой стратегии.
Список использованных источниковАфонина, И.А. О роли стратегического планирования в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / И.А. Афонина // Микроэкономика. - 2012. - № 2. - С.60-64.
Вечканов, Г. Планирование как система и метод управления / Г. Вечканов // Экономист. - 2012. - № 12. - С.3-16.
Кеменов, А.В. Теоретические проблемы управления денежными потоками организации в кризисной ситуации / А.В. Кеменов // Финансы. - 2014. - № 11. - C.63-66.
Меркулова, Ю. Стратегическое планирование на макро и микроэкономическом уровне для решения задач повышения эффективности хозяйствования / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2011. - № 6. - С.29-76.
Рыжакина, Т. Интегрированные инструменты планирования на предприятии / Т. Рыжакина // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - № 1. - С.134-142.
Садков В. О формировании системы антикризисного управления в России / В.Садков, М.Мельникова // Общество и экономика. - 2013. - N 9. - С.73-85.
Салимова, Т. Стратегическое планирование в системе менеджмента качества / Т. Салимова, Е. Савелова // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - № 3. - С.70-74.