- постоянное обновление технологий;
- ускоренное освоение инноваций;
- быстрая адаптация к новым запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
В связи с этим возможность получения качественного профессионального образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности[2, с. 36].
Различные исследования и анализ качества выпускников профессиональных образовательных организаций показал, что традиционная система образования, основанная на усвоении знаний, передаваемых от преподавателей к студентам, перестала отвечать требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. Согласно концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации, активное внедрение различных форм предоставления услуг образовательными организациями может обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала[3]. В силу этого происходит активное развитие инновационных образовательных моделей, среди которых наиболее востребованной и популярной является дистанционная модель образования.
Одно из наиболее значимых достоинств дистанционного образования заключается в том, что оно позволяет построить практически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, которая соответствует именно его навыкам и умениям. А также дистанционная модель образования позволяет успешно пройти курс образовательных дисциплин, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортнообучающемуся[4, с. 154].
Профессиональные образовательные организации активно внедряют элементы дистанционного образования на всех формах получения образования. Они активно развиваются на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, а также при реализации концепции непрерывного профессионального образования[5, с. 89].
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны и заключаются они в следующем:
- внедрение и реализация личностно-ориентированного обучения и компетентностного подхода в образовании;
- гибкость и доступность, т.е. возможность получать образование для всех категорий населения;
- совмещение образовательной и профессиональной деятельности, а также возможность параллельного обучения в различных профессиональных образовательных организациях;
- развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента;
- формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы;
- снижение затрат на подготовку специалиста[5, с. 204].
Для того чтобы не быть голословными, в рамках выбранной темы был проведено опытно-поисковое исследование. Академической группе ИТ-101 (в количестве 20 человек) было предложено проведение лекционного занятия по дисциплине «История науки и техники» в формате видеоконференции, посредством сервиса Skype.
Прежде чем начать исследование, мы выявили среднее число студентов, посещающих данную дисциплину. Из 20 студентов, фактически числящихся в академической группе, по расписанию на лекцию приходят в среднем 11-13 человек.
Видеоконференция осуществлялась в день и время, когда у студентов должна была состояться лекция. Конференция в Skype открылась за 10 минут до начала занятия. В этот период количество участников составляло 11 человек. Впоследствии к конференции присоединились 4 студента, но до момента фактического окончания лекции отключился 1 человек (за 40 минут до окончания). Таким образом, в видеоконференции поучаствовало, так или иначе, 16 человек. Данный показатель превышает среднее число студентов, посещающих лекцию.
После проведения видеоконференции мы провели опрос среди студентов группы ИТ-101. Опросный лист содержал 5 основных вопросов:
1) Считаете ли вы эффективным способ проведения лекционных занятий посредством видеоконференции Skype? (да/нет)
2) Для Вас дистанционные лекции являются более удобной формой проведения занятия, чем традиционные? (да/нет)
3) Вам было комфортно воспринимать информацию в формате видеоконференции? (да/нет)
4) Остались ли Вы недовольны тем, что в формате видеоконференции не могли дать никакой обратной связи педагогу? (да/нет)
5) Хотели бы Вы иметь возможность изучать лекционный материал в дистанционном режиме? (да/нет)
По результатам опроса мы выяснили, что:
— на «вопрос № 1» 60% респондентов ответили «да», 40% - «нет»;
— на «вопрос №2» 75% респондентов ответили «да», 25% - «нет»;
— на «вопрос №3» 75%респондентов ответили «да», 25% - «нет»;
— на «вопрос №4» 50% респондентов ответили «да», 50% - «нет»;
— на «вопрос №5» 60% респондентов ответили «да», 40% - «нет»;
Из статистических данных и результатов опроса можно сделать несколько выводов:
1) Если включить в образовательный процесс лекционные занятия, проводимые в формате видеоконференций, то можно увеличить число слушателей;
2) Сами студенты преимущественно положительно настроены на внедрение дистанционной формы обучения.
Также мы выявили причины, по которым студентов привлекает данная технология обучения (табл. 1):
Таблица 1
Причины выбора студентами дистанционной формы обучения
Причины: |
Голоса студентов (в процентном соотношении): |
Экономия времени и средств |
33,3% |
Возможность обучения без отрыва от работы |
21,2% |
Возможность самостоятельного распределения учебной нагрузки |
6,7% |
Доступность обучения |
12,2% |
Возможность получения образования в любой образовательной организации Российской Федерации |
26,6% |
Наряду со сторонниками дистанционного образования, свою позицию высказали и противники, мнения которых разделились следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Причины отказа студентов от дистанционной формы обучения
Причины: |
Голоса студентов (в процентном соотношении) |
Дистанционная модель менее эффективна и недостаточно разработана |
38,9% |
Дистанционная модель не является узаконенной формой образования, поэтому диплом не имеет юридической силы |
14,7% |
Дипломы, полученные по очной или заочной форме обучения котируютсявыше, чем полученные дистанционно |
46,4% |
Сомнения участников анкетирования относительно получения образования дистанционно подтверждают и многочисленные исследования, в результате которых был выявлен ряд проблем сетевого обучения:
- качество и структура дистанционных учебных курсов в настоящее время уступают традиционным формам обучения;
- эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от преподавателей, которые ведут работу с обучающимися в сети Интернет;
- большинство обучающихся лучше воспринимают информацию при непосредственном общении, а не при использовании технических посредников;
- отсутствует стандарт организации и проведения оценки знаний обучающихся дистанционно;
- современные технические средства обучения требуют высоких вложений в техническое и программное оснащение[6, с. 12].
Для решения вышеуказанных проблем необходимо предпринять ряд действий:
- усовершенствовать подготовку педагогов, вовлеченных в инновационный процесс;
- правильно проводить обучение консультантов и администраторов дистанционных площадок, чтобы они владели не только теоретической информацией о сущности, методике и дидактических особенностях технологии, но также могли применять эти знания на практике, осуществляя помощь в преодолении психологического барьера студентов, связанного с обучением на компьютере;
- создать нормативно-правовую базу оценки знаний учащихся;
- проводить тренинги «обучение в сотрудничестве», знакомить студентов с приемами групповой работы в сети, учить работать в открытых ресурсах коллективного пользования – чатах, форумах;
- мотивировать учебную деятельность студентов, побуждая их к активной познавательной деятельности;
- расширять интерактивные возможности сетевых курсов[6, с. 18].
В последние годы продолжается весьма активное развитие дистанционного обучения на мировом рынке. Наибольшее количество пользователей дистанционного обучения зарегистрировано в США и Канаде. Среди европейских стран наиболее активно используется данная форма обучения в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании дистанционные программы по различным направлениям подготовки предлагают свыше 50 университетов. Уровень развития дистанционного образования за рубежом гораздо выше российского. «Электронное образование» в России только начинает свой путь[1, с. 118].
Таким образом, развитие и совершенствование системы высшего профессионального образования в России и в мире осуществляется в направлении всё более активного использования дистанционных образовательных технологий. Центрами становления данных технологий обучения стали в свое время Европа и США. В России еще существует ряд препятствий для качественного и быстрого развития института дистанционного обучения. Главное из них - недостаточное количество квалифицированных, специально подготовленных сотрудников и преподавателей, что замедляет темпы развития дистанционного образования в России.
Список литературы
Батаев А.В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой учёный. – 2015. –№20 (100). – С. 98 – 125.
Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения // Педагогика. –2013.– № 3.
– С. 35-37.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"// Собрание законодательства. 2015. 1 июня.N 22. ст. 3232.
Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» // Молодой ученый. – 2017. – №3. Т.2. – С. 154-156.
Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. – СПб.: Реноме, –2012. –372 с.
Шилова Л.И. Дистанционное обучение – проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования // Перспектива. – 2015. – № 9. – С. 12-20.