ОБУЧЕНИЕ, СОВМЕЩЕННОЕ С РАБОТОЙ – НОВЫЙ ФОРМАТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБУЧЕНИЕ, СОВМЕЩЕННОЕ С РАБОТОЙ – НОВЫЙ ФОРМАТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воробьев В.В. 1, Тарасов Е.А. 1, Лаврутов Д.К. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У

В мире глобальной конкуренции качество образования становится одним из тех факторов, которые позволяют как отдельной личности, так и государству в целом получить и сохранить лидирующие позиции на международном рынке. При этом в ряде стран, в том числе и в России, прослеживается тренд на получение высшего образования. Зачастую полученный выпускниками диплом по-настоящему не отражает уровень имеющихся у них знаний, что приносит как прямой ущерб отдельным предприятиям, так и косвенный - целым производственным сферам.

Одним из решений данной проблемы можно считать обучение, совмещённое с работой (ОСР,work-based learning,WBL) – один из новых форматов высшего образования. Следует отметить, что данный формат является новым с точки зрения технологии, а не времени создания, ведь существует он уже довольно долгий период времени.

Зародившись в начале ХХ века, концепция обучения, совмещённого с работой, нашла своё применение в университетах Великобритании. В последние два десятка лет данный формат снова стал широко применяться в высших учебных заведениях англоговорящих стран. При этом стоит отметить тот факт, что другие европейские страны, являющиеся сторонниками концепции WBL, применяют данный формат на уровне среднего профессионального образования [1].

ОСР представляет собой обучение на рабочем месте. Иными словами, обучение происходит непосредственно в процессе производственной активности, по ходу выполнения реальных трудовых обязанностей, а не через наблюдение за рабочим процессом. При этом в зависимости от учебного заведения и компании-партнёра обучающимся будет предоставляться как полная, так и частичная занятость на предприятии.

Обучение, совмещённое с работой - это образовательная стратегия, которая предоставляет студентам реальный опыт работы, где они могут применять академические и технические навыки и развивать свои трудовые качества. Это серия учебных курсов, которые объединяют школьную или университетскую учебную программу с рабочим местом для создания другой обучающей парадигмы. Профессиональное обучение сознательно объединяет теорию с практикой и признает пересечение явных и негласных форм познания [6].

Большинство программ WBL - это, как правило, аккредитованные в университетах курсы, нацеленные на беспроигрышную ситуацию, в которой удовлетворены потребности студентов и требования отрасли для квалифицированных и талантливых сотрудников. Программы WBL нацелены на преодоление разрыва между обучением и работой. Стратегии обучения на основе работы обеспечивают карьерную осведомленность, возможности карьерного роста, деятельность по планированию карьеры и помогают учащимся достичь таких компетенций, как позитивное отношение к работе и другие навыки необходимые для трудоустройства [2].

Обучение на основе работы включает в себя разнообразие формальных и неформальных механизмов, включая ученичество, трудоустройство и неформальное обучение на рабочем месте. Ключевым движущим механизмом является необходимость активных политик для обеспечения обучения, которое отвечает потребностям рабочего места.

ОСР классифицируется с точки зрения трёх факторов:

1. Продолжительность задания: продолжительность обучения, основанного на работе, может составлять от нескольких часов до 2-4 лет

2. Отношение к предметам курса, к его практической направленности: обучение, совмещённое с работой обычно связано с конкретным предметом, преподаваемым в школе или университете.

3. Стипендия: WBL может быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми

Стратегии обучения, совмещённого с работой, бывают следующими:

1. Ученичество или интернатура, или наставничество: ученичество включает работу студента для работодателя, где оно проводится под наблюдением опытного работника выбранной организации 9так называемого, тьютора). Студент периодически оценивается на предмет прогресса в соответствии с приобретенными навыками и знаниями и, возможно, получает заработную плату. По окончании курса студент получает сертификат службы. Студент учится в реалистичной среде и получает возможность применить свои знания в реальных жизненных и профессиональных сценариях.

2. Стажировка - это краткосрочная возможность обучения, которое проводится на рабочем месте, когда обучающийся выполняет функции определенного сотрудника организации. Заменяя сотрудника, обучающийся знакомится с обязанностями и ответственностью, связанными с этой работой. Стажировка часто совмещается с учебой, например, один из учебных дней недели студент может проводить, выполняя какие-либо работы на предприятии, тем самым приобретая практический опыт. Таким образом, можно эффективно совмещать учебу в университете и приобретение практических навыков.

3. Предпринимательский опыт: включает в себя создание определенного бизнеса, прямо с этапа планирования, организации и управления, доходя вплоть до освоения управления рисками и управления бизнесом.

Завершив программу, обучающийся приобретает квалификацию уровня высшего образования. Это может продвинуть человека по карьерной лестнице, предоставить возможность устройства на новую работу или же поспособствовать повышению оплаты труда.

«Изучение – это продукт студенческих усилий интерпретировать свои действия и переводить то, что они испытывают, в некий определенный смысл» [3, с. 62]. Студенты получают зачетные единицы не просто за пребывание на рабочем месте, а за последующую демонстрацию результатов эмпирического обучения в виде приобретенных умений и навыков.

Студентам также необходимо научиться эффективно рефлексировать, то есть проводить самоанализ. Нужно обладать психологической гибкостью и быть готовым в некоторых моментах под давлением новых более объективных фактов изменить свои взгляды на что-либо. База знаний человечества постоянно обновляется: какие-то знания теряют актуальность, появляются новые.

На первых этапах ОСР студенты нуждаются в тьюторах, которые помогают им реально оценить уровень своих знаний и навыков. Обучающиеся нуждаются в поддержке со стороны своего вуза, наставников, коллег и работодателей на первых порах. Но, стоит отметить, что в последующем студентам необходимо научиться самостоятельно строить полезные связи между людьми и дисциплинами с целью грамотного привлечения интеллектуальных ресурсов [4, 7].

Тьютор осуществляет консультативную поддержку обучающихся: ведет переговоры со студентами, оценивает результаты их обучения, намечает путь дальнейшего личностного и профессионального развития.

Элементы программы ОСР – это нечто вроде договорных обязательств между обучающимся, вузом и предприятием. В ОСР ставка делается на субъект-субъектном взаимодействии, многое зависит от автономности студента, от уровня его мотивации к обучению. Студенты свободно посещают кампус, бывают в нем нечасто, но это компенсируется поддержкой тьюторов и возможностью онлайн-взаимодействия с вузом. При такой организации виртуальные сообщества – удобные площадки для коммуникаций. Активно используются социальные медиа для реализации технологий мобильного, электронного, дистанционного, группового (вместе с коллегами) и социального обучения.

Программа обучения, совмещенного с работой состоит из следующих модулей:

  1. Модули, обязательные для освоения всеми студентами (основа). Сюда относят в том числе и оценка предшествующего обучения (самоаудит).

  2. Получение практических навыков через прохождение модуля «Исследование производственных процессов». Данное исследование оценивает уровень практических навыков студентов. Таким образом, в том числе студенты приобщаются и к исследовательской деятельности. В ходе проведения исследований студенты учатся также формулировать новые цели и проблемы, которые они вносят в прогностический сценарий своей работы [5].

К достоинствам обучения, совмещённого с работой можно отнести такие, как применение теоретических знаний на практике, в реальных условиях. Так же к достоинствам можно отнести создание тесных связей между ВУЗом-студентом-предприятием. Кроме того, благодаря такому методу подготовки «на выходе» работодатель получает умелого сотрудника, которого после окончания обучения по программе не нужно будет снова чему-то учить и тратить денежные средства организации на его обучение, что составляет cущественную экономию для работодателя. Помимо всего выше перечисленного также можно назвать и то, что сам будущий сотрудник уже перед выходом на работу чётко осознаёт свои будущие обязанности, свой фронт работ, что позволит ему ещё во время обучения понять, станет ли то, чему он учится, делом его жизни, или же нет.

Обучение, совмещенное с работой, на сегодняшний день является довольно актуальным и эффективным способом проектирования процесса обучения. Оно учитывает интересы и потребности вузов, работодателей и студентов. Многие предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных регулярно пополнять свои знания, а также совершенствовать свои умения. С помощью технологии ОСР эту проблему можно решить, ведь она за счет предоставления востребованных образовательных услуг, релевантных запросам времени, позволяет на выходе получить квалифицированного, ответственного специалиста, обладающего не только теоретическими знаниями, но и в достаточной степени практическими навыками работы на предприятии.

Список литературы

  1. Талбот Д., Костли К., Дремина М. А., Копнов В. А.Обзор основных элементов, организационных и теоретических основ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 6. С. 91–118.

  2. Харченко В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 92–104.

  3. Cooper L., Orrell J. and Bowden M. Work Integrated Learning: A Guideto Effective Practice. London: Routledge, 2010. (Translated from English).

  4. Costley C. and Dikerdem M. Work Based Learning Pedagogies and Academic Development. A Research Project funded by the HEA Subject Centre for Education, ESCalate 2011. London: Middlesex University, 2012. 73 p.

  5. Helyer R. The Work-Based Learning Student Handbook. 2nd ed. PalgraveMacmillan, 2015. 328 p.

  6. Joseph A. Raelin. A Model of Work-Based Learning. Organization Science, Vol. 8, No. 6 (Nov. - Dec., 1997), 563-578.

  7. Siebert S., Costley C. Conflicting values in reflection on professionalpractice. Higher Education, Skills and Work-based Learning. 2013. № 3 (3).Р. 156–168.

Просмотров работы: 122