В конце 50-х годов гипотезу Выготского начинают разрабатывать два коллектива под руководством Л.В Занкова и Д.Б Эльконина.
Л.В Занковым была произведена критика традиционной методики образования, так как она не обеспечивала должного психического развития детей. В рамках экспериментальных работ Л.В Занкова общее развитие младших школьников рассматривалось как развитие таких способностей как: способность к анализу; развитие наблюдательности; умение синтезировать, сравнивать и обобщать информацию; производить ручные операции, развивая при этом восприятие и мышление.
Занков разработал новую систему, основанную на таких взаимосвязанных принципах как:
Обучение на высоком уровне трудности
Высокий темп изучения материала
Главенствующая роль теоретических знаний
Осознание школьниками процесса учения
Работа над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых
Особое значение придают принципу обучения на высоком уровне, согласно которому содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызывать у ребенка активную познавательную деятельность в овладении материалом.
Такой принцип как работа над развитием всех учащихся, требует от педагога вести систематическую работу над развитием не только успевающих учеников, но и тех, кто отстает в процессе обучения. Это требует особого внимания со стороны учителя к своим подопечным, формирования у них мотивов к учению.
Система развивающего обучения Д.Б Эльконина и В.В Давыдова противопоставлена системе традиционного обучения по принципиальному направлению познания и познавательной деятельности школьника. Существующее обучение, названное В.В Давыдовым эмпирическим, как правило, осуществляется по типичным схемам: от частного к общему, от факта к системе, от явления к сущности[1].
В конце 50-х годов Эльконин создает свою исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году минпросвещения РСФСР запросило разработку новой начальной системы образования у научного коллектива Д.Б Эльконина. Внедряться в систему образования, разработанная система Эльконина-Давыдова, стала в 1991 году. Далее в 1996 году данная система получает статус государственной системы.
Система Эльконина-Давыдова включает в себя три главных принципа[5]:
В процессе обучения ведущую роль занимают способы и методы решения задач
Характерность предметно-практического направления
Работа на занятиях направлена на активный поиск способов и средств решения задач
Ошибки воспринимаются как «проба мысли», и не ставятся в укор
По методике, разработанной Элькониным и Давыдовы, учащиеся должны принимать активное участие в процессе обучения. Учитель выступает в качестве помощника, который должен направлять и координировать деятельность обучающихся.
На сегодняшний день существует несколько образовательных систем, отвечающих нормам ФГОС. У всех систем существуют свои определенные особенности, но в целом их делят на традиционные и развивающие.
Большинство школ выбирают традиционные методики обучения, такие как «Школа России», «Школа 2010», «Гармония» и др. Но так же некоторые из школ выбирают развивающие программы Занкова или Эльконина - Давыдова. Особенно активную поддержку система Эльконина – Давыдова получила в рамках общественно-педагогического движения «Эврика», которое после длительного исторического перерыва было возрождено в середине 80-х годов. Главным инициатором возобновления данного движения был главный редактор «Учительской газеты» В.Матвеев. Деятели данного движения выдвигали новые научные программы, и внедряли их в школы. Из небольших групп учеников, занимающихся по альтернативным методикам, общественно-педагогическое движение «Эврика» помогло внедрить инновационные программы обучения во многие школы РСФСР.[3]
Концепция школ «Эврика-развитие» связана с идеей индивидуализации образования, главной задачей которой является становление у ребенка способностей к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, компетентности. Одним из главных отличий данных школ является то, что вместо обычного учителя здесь фигурирует тьютор. Тьютор сочетает в себе функции воспитателя, педагога, психолога, и является представителем ребенка в школе. Индивидуализация в обучении в данных школах достигается за счет введения дифференцированных программ в одном классе, для детей нуждающихся в коррекционном обучении или же наоборот в углубленном. Об Эффективности индивидуальных образовательных программ, реализуемых в школах, можно судить по школе города Томска, действующей с 1997 года. Так 96% выпускников поступает в вузы, 11% из них являются медалистами.[6].
В обучение по программе Эльконина и Давыдова можно выделить такие положительные моменты как[4]:
Нестандартная система оценивания, которая приучает детей не на получение отметки, а на приобретение новых знаний. На уроках используется оценочная линейка, куда сам ученик выставляет уровень своих знаний, опираясь так же на дополнительные критерии, например аккуратность, точность и.др. Позже учитель при проверке выставляет свою отметку, свой крестик на шкале, и у ребенка есть возможность проанализировать свою работу.
Глубина знаний. Дети в процессе занятия сами пытаются изучить и понять материал. Учебная деятельность организованна так, чтобы ребенок сам смог определить предмет исследования и выдвинуть возможные способы исследования.
Оценка каждого усилия, а не работы в целом. Позволяет учащемуся обращать внимание не только на правильность, но и на другие аспекты задания.
Развитие логического мышления и выделение теоретических знаний
Групповой способ ведения занятий, где учащиеся проводят дискуссии, исследования и закрепляют полученный материал.
Помимо существенных плюсов в данной учебной методике можно выделить и минусы[4]:
Высокий уровень преподаваемых предметов. Приобретенные детьми знания несомненно нужны, но так ли они нужны в том возрасте в котором они их получают. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел.
Кардинальное различие с традиционными системами обучения. Ребенку, начинающему обучение по программе развивающего обучения, достаточно сложно в последствии перестраиваться на традиционные системы
Непонятность для родителей системы, где нет оценок.
Распространение данной учебной программы только на базе среднего образования.
По большей части интерес к теории развивающего обучения и системе Эльконина-Давыдова на сегодняшний день вызван тем, что она практически полностью отвечает концепции модернизации Российского образования, главная цель которой - формирование таких качеств как инициативность, ответственность, самостоятельность; воспитание разносторонней личности, умеющей мобильно реализовывать свои возможности.
Для выполнения этой цели в системе школьного образования нужно переходить к деятельностной, развивающей педагогике и уходить от репродуктивного способа обучения. Это поможет развивать способности человека, в том числе умение находить нужные решения в нестандартных ситуациях, даже в рамках ограниченного времени. Так же следует перейти к другому типу отношений между учеником и учителем, когда образовательный процесс будет строиться на основе сотрудничества, работы в группах, командах, коллективного участия.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная система обучения или применение ее элементов, позволяет достичь основные цели обучения: формирование базы научных знаний, а так же воспитание у обучающихся самостоятельности и инициативности. Это позволит ребенку в последующем быть более мобильным, а значит адаптированным к условиям постоянно меняющейся среды.
Теория и практика развивающего обучения Д.Б Эльконина и В.В Давыдова – это один ярких и плодотворных инновационных подходов к организации образования, который позволил не только преобразовать на развивающих , гуманистических основах деятельность коллективов тех школ, которые внедряли и внедряют эту систему, но идеи и принципы развивающего обучения, разработанные под руководством Д.Б Эльконина и В.В Давыдова, обогатили потенциал развития российского образования в целом, сохраняя при этом значение и сегодня.
Список литературы:
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. – 212(210) c.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. – 288 (22) с.
История общественно-педагогического движения «Эврика» file:///C:/Users/1/Downloads/istoriya-obschestvenno-pedagogicheskogo-dvizheniya-evrika-sostavitel-m-n-melnikova.pdf
Методика Эльконина – Давыдова http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_elkonina_davydova/metodika_elkonina_davydova.html
Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения // Молодой ученый. С. — №9. — 2015.- 1138-1140с.
Нацпроект «Образование http://pandia.ru/text/79/037/38241.php
Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких,П24 В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.(232-233): ил. ISBN 5 – 7107- 7304 – 2