Существует и обратная сторона данной стратегии. Экономическая сфера, организованная на знаниях и умениях, предъявляет высокие требования к уровню квалификации людей. В связи с этим на саммите в 2005 году был предложен модернизированный вариант Лиссабонской стратегии, который включал в себя стратегию роста и занятости населения. Тем не менее, новый вариант Лиссабонской стратегии не привёл к достижению поставленных целей и задач [3, с. 22].
Россия, вступившая на инновационный путь развития, не может оставаться в стороне от процессов реформирования образования, идущих по всему миру. В России одним из главных направлений модернизации системы образования является создание условий развития непрерывного профессионального образования. В концепции модернизации российского образования обозначены такие приоритетные направления: переход к непрерывному образованию, повышение качества образования, обеспечение инновационной привлекательности, модернизация образовательных программ, развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность образовательных услуг, реформирование всех уровней образования.
Система российского непрерывного образования включает:
А). Уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Б). Уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
С). Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование [5].
В России складывается система дошкольного образования как первая ступень непрерывного образования, однако охват детей ДОУ сравнительно низкий и составляет 55%, к 2008 году процент повысился до 59,4 [1]. Сокращение количества ДОУ и одновременный рост дошкольников привело к увеличению численности детей, приходящихся на сто мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Вместе с тем делается многое, чтобы были созданы равные стартовые возможности для дошкольников, что в перспективе повысит качество образования на последующих его ступенях; складывается культурный образ дошкольного возраста и понимание его места в структуре возрастной стратификации общества; обновляется и оптимизируется система повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Также позитивную роль в развитии ребенка играют учреждения детского дополнительного образования детские школы искусств, музыкальные, военно-патриотические, художественные школы и другие детские учреждения [1].
Уровни общего и профессионального образования достаточно строго регламентированы законодательством. Повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования может иметь разные формы: самостоятельную работу с литературой или с использованием интерактивных средств, участие в семинарах, конференциях и других формах обмена информации, а также целевое обучение. Обязательным условием непрерывного профессионального образования должно быть его методически продуманное построение, что повысит его эффективность и облегчит задачу специалиста. С этой точки зрения предпочтительным представляется именно обучение по специальным программам, а в промежутке между образовательными циклами – самостоятельная работа. Другое обязательное условие реализации непрерывного профессионального образования – периодическая аттестация специалистов.
Становление и развитие системы непрерывного образования требует разработки и принятия новых нормативно-правовых актов, на основании которых можно было бы обеспечить переход от одной ступени образования к другой и стимулирование личности к непрерывному образованию.
К такому нормативно-правовому обеспечению можно отнести:
разработку и совершенствование нормативно-правовой базы для функционирования и развития непрерывного образования;
правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования, формированием образовательных стандартов и государственных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся, лицензированию, аттестации, аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;
усовершенствование нормативно-правовой базы для эффективного международного сотрудничества.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на развитие системы профессионального образования в России, являются:
процесс усиления экономической интеграции между странами, которая сопровождается усилением трудовой мобильности;
устаревание и модернизация и возникновение совершенно новых профессий;
появление и развитие новых технологий, приводящих к изменениям во всех сферах жизни (политическая, экономическая, социальная, культурная);
негативные демографические тенденции;
развитие корпоративных систем подготовки кадров;
старение преподавательского состава образовательных учреждений;
неудовлетворительное состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий [4, с. 13].
Решение выше изложенных проблем требует не только качественно разработанных образовательных проектов, но и финансовых вложений со стороны государства и коммерческих предприятий.
Финансирование системы непрерывного образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, используя средства специальных фондов, работодателей и самих граждан. Таким образом, должно быть обеспечено:
результативное применение финансовых средств из государственного бюджета, которые выделяются на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, программные мероприятия и проекты;
привлечение и применение средств из коммерческих структур, международных организаций заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов;
расширение льгот для образовательных учреждений и организаций, занимающихся обучением и поддержанием образования [6].
Система непрерывного образования, безусловно, должна быть обеспечена педагогическими кадрами. На международном форуме, посвященном вопросам непрерывного образования взрослых, специально рассматривались такие основные вопросы, как: сущность и особенности образования взрослых в системе дополнительного профессионального образования, развитие профессиональной компетентности учителей [2, с. 9].
Педагогам необходимо постоянно совершенствовать профессиональные компетенции и личностные качества. Для сохранения и поддержания кадров с педагогическим образованием необходимо: создать механизмы мотивации педагогических работников, поощрять исследовательскую и инновационную деятельность педагогов, сформировать оптимальную оплату труда, включающую в себя оплату за дополнительную реализацию образовательных услуг и продуктов, обеспечить материально-технической и информационной базой.
В России накоплен мощный образовательный потенциал, сформировались собственные устои, что позволяет решать проблемы подготовки профессиональных кадров.
Изучив проблемы и перспективы развития образования в современной России, мы пришли к заключению, что в реализации стратегии непрерывного образования еще достаточно много нерешенных задач, которые следует решать. Новый закон "Об образовании в РФ", отвечая тенденциям развития современного общества, направлен на совершенствование образования и является необходимой нормативной базой для развития непрерывного образования.
Список литературы:
Ломанов П.Н. Проблемы развития непрерывного образования в России. Теоретический журнал "Credonew" №3, том 2, 2013
Непрерывное образование взрослых: Материалы Международного форума / Отв. ред. В.В. Беличенко, С.В. Кривых, В.Я. Никитин. – СПб.:ИНОВ, 2015. – 350 с.
Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксёнова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. – М.: РИО ТК им. Коняева, 2009 - 131с.;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. – М., 2013 - 58с.;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Чванова М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», №2 (10), 2006