ИДЕИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ П. П. БЛОНСКОГО, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИДЕИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ П. П. БЛОНСКОГО, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова К.С. 1, Терентьева А.С. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Павел Петрович Блонский – известный российский ученый, психолог, философ и педагог XX века, является основоположником советской педологии. Он написал более 200 работ, в которых раскрывал проблемы в областях психологии, философии и педагогики. Одной из наиболее известных его работ является книга «Трудовая Школа», изданная в 1919 году. Эта книга являлась теоретической опорой и ориентиром в создании новой школы. Написал Блонский её в период своей наиболее интенсивной и разнообразной научной деятельности.

В своих работах Павел Петрович рассматривал психологию как науку, изучающую поведение живых существ, также он проводил исследования по педологии и возрастной психологии в своих работах «Педология» и «Очерки детской сексуальности». Он выступал за комплексный подход к изучению ребенка, анализировал волевые и познавательные процессы в связи с определенной деятельностью ребенка в обучении. Также Блонскому принадлежит идея генетической теории памяти. Согласно этой теории, моторная, аффективная, образная и вербальная типы памяти являются этапами развития человека, его речи, мышления и преобразования им окружающего мира.

«Трудовая школа» была первой книгой, представлявшей конкретный план перестройки системы обучения на новой основе. В книге "Трудовая школа" он развивает идеи, высказанные ранее в статьях дореволюционного периода, но опираясь во многих аспектах на социально-экономические учения К. Маркса. «В те годы Блонский ещё не овладел в полной мере марксистской методологией и не видел коренного отличия диалектического и исторического материализма от других философских систем, он опирался на учения К. Маркса и прагматиста Д. Дьюи» [7, с.123].

Павел Петрович Блонский, разрабатывающий основы трудовой школы, опирался на идею о том, что прогресс в социуме зависит от состояния высокоиндустриального труда. Школа, по мнению ученого, обязана быть индустриально-трудовым учреждением, так как для соответствующего возраста индустриальный труд может дать политехническое образование. «Индустриально-трудовая школа, — утверждал Блонский, — сочетающая знание с действием и образование с умением, является также школой воли и интеллекта, воспитывая характер и образовывая мышление на одном и том же материале и в одном и том же процессе».[2, c.56] Он считает, что машинный труд должен быть основой трудового воспитания. Индустриальное производство формируется за счет агрегации науки и техники. Исходя из этого, политехническое образование предполагает широкое общее образование, отображающее уровень сегодняшней науки и культуры. Индустриальный труд опирается на высокий уровень развития науки и техники и на определенный уровень развития общественной жизни. Вследствие этого, трудовая политехническая школа представляет собой школу общественно-трудового воспитания. Идеи, изложенные Блонским о том, что неминуемым итогом последовательного индустриализма предстает социализм, а капитализм замедляет индустриализм в его общетехнических и культурных успехах, что технически совершенный социум соединяется с социально - совершенным обществом, что индустриальное предприятие – это то место, где создается коллективизм, были, по свидетельству Н.К. Крупской, выделены В. И. Лениным при чтении этой книги.

Сам Павел Петрович считал, что "книга имеет много недостатков". На ней стоит отпечаток того бурного времени, в которое «Трудовая школа» была написана. Труд Павла Петровича содержит много полемической работы, демонстрирует ту борьбу, которая велась вокруг перестройки школы. Ценность книги заключается в том, какие принципиальные проблемы выдвинул Блонский, и в том решении, которое он для них видел.

Блонский видел содержание обучения в трудовой школе в совмещении гуманитарного и естественнонаучного образования, в основе которого современное состояние науки и взаимопроникновение наук. По его мнению, конечной целью образования – это формирование единого философского мировоззрения обучающихся. Такое образование должно было включать в себя различные стороны науки, которые обеспечивают интеллектуальное развитие. Также он обращал внимание на то, что нужно согласовывать возраст и возможности ребенка с содержанием образования: "игры среди трудовой обстановки - для дитяти, домашняя трудовая кооперация - для отрока, индустрия - для юноши". [1, c.79]

Ученый выявил логические связи между мышлением и памятью, их рост в соответствии с возрастом и процессом запоминания. В ходе своих исследований он установил, что у младшего и менее развитого ученика память развита лучше, чем мышление, и он больше пользуется повторением и менее избирателен в информации, склонен запоминать всё. Более же взрослый и развитый школьник запоминает выборочно и без напряжения усилий. Такой ученик способен осмысливать материал, видит в нем связи, контролирует правильность, основываясь в большей степени на логическую память.

Блонский, ставший в 1922 г. председателем подкомиссии по программам для школ I ступени в Государственном ученом совете (ГУС), свое понимание задач и содержания работы трудовой школы реализовал при создании учебных программ для самой младшей из школ, прежде всего для первых двух лет обучения, и изложил в своей книге «Красная Зорька». Истолкованию ключевых положений трудовой школы и учебных образовательных программ для нее были посвящены многие его статьи в журнале «На путях к новой школе». Работая над созданием программ, ученый старался понять требования марксизма к воспитанию. Главное достоинство программ ГУСа Блонский видел в том, что их стержнем являлся труд, общественное производство. «На основе изучения общественного производства, — писал он, — в масштабе и форме, доступных для детского понимания, строится изучение общественных отношений, прежде всего современных. Гусовские программы с их марксистским подходом к изучению общественных явлений строят обществоведение в наитеснейшей связи с трудоведением и элементарной политэкономией, дают ребенку классовое понимание современного общества и современной исторической эпохи. Эта классовая точка зрения в обществоведении самым резким образом отличает революционно-марксистскую трудовую школу с ее программами от всех остальных трудовых школ отечественного и заграничных изданий». [3, c.101]

Для Блонского важнейшими условиями обучения являлись: работоспособность, умственное развитие, организованность, интерес к обучению. По этим условиям он характеризовал школьников. Всех их Блонский группировал по манере работать, умственному развитию, организованности и интересу к обучению. На этом основании разделение шло на развитых, умственно-недоразвитых, дезорганизаторов и ленивых. Ученый придавал огромное значение роли учителя в борьбе со старой буржуазной идеологией. Блонский считал, что учитель - общественник, активный участник всех событий. «Учитель, - говорил он, - не может быть изолирован от окружающей жизни, а должен сплестись с ней».[4, c.17]

Новый учитель, говорил Блонский, неустанно должен работать над своим психологическим образованием. «Пока учитель не будет в курсе переживаний и интересов, здоровья своих детей, он будет безжалостно перевирать всю педагогику трудовой школы, он умудрится и в ней стать бесполезным, хотя и исполнительным педагогом-чиновником».[2, c.367]

Блонский продвинул основные принципы трудового и политехнического образования такие, как неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с нынешним состоянием науки, нужда в согласовании его с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, обязательная педагогическая осмысленность труда. Эти принципы сохраняют актуальность и по сей день. Также актуальны положения, связанные с методами преподавания, например, необходимость в заботе о том, чтобы не только дать образование, развить у обучающихся желание и восприимчивость их к самообразованию и самовоспитанию. Актуальны идеи Блонского и по другим вопросам - о значении и задачах литературно-филологического образования, о роли знания иностранных языков и о развитии технической эстетики.

Основные идеи проектирования новой трудовой школы П.П. Блонского сохраняют значение для образования и сегодня. Это идеи зависимости прогресса в социуме и в образовании от состояния высокоиндустриального труда; идея политехнического образования, совмещения гуманитарного и естественнонаучного образования, в основе которого должно быть современное состояние науки, связи содержания общего и политехнического образования, их согласования с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, обязательная педагогическая осмысленность труда; идея необходимости развития у обучающихся желания к саморазвитию и другие. Многие принципы новой школы, которые провозглашал Павел Петрович Блонский, ориентировавшие на развитие активной логической мысли ребенка, на овладение методами познания конкретной жизни и преобразования ее, созвучны современным подходам личностно-развивающего образования.

Список литературы

  1. Блонский П. П. Педология. — М., 1934.- 334 с.

  2. Блонский П. П.. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. 1979. – 467 с.

  3. Блонский П. П.. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1979. – 450 с.

  4. БлонскийП.П. Современная философия, ч. 1, М., 1919.- 361 с.

  5. Наумов Н. Д. П. П. Блонский: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета. - 2003. - № 27.- 204 с.

  6. Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии// Вопросы психологии.- 1985.- 125 с.

  7. Петровский А. В., Данильченко М. Г. П. П. Блонский как педагог и психолог // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. М., 1979. – 304 с.

 

 

Просмотров работы: 892