«Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2, с. 53].
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16) дается следующее определение: «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].
Дистанционное обучение - это также новая форма обучения, которая несколько отличается от привычных форм обучения, таких как очная и заочная. Так как она предполагает другие методы, способы, средства, формы, иную форму взаимодействия педагога и учащихся, взаимодействия обучающихся между собой.
Выделяют следующие группы целей дистанционного обучения: «
профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
дополнительное образование по интересам» [3, с. 87].
Принципы дистанционного обучения – определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения. К общедидактическим принципам системы дистанционного обучения относятся:
единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
мотивация и стимуляция положительного отношения обучающихся к учебной деятельности;
ведущая роль теоретических знаний;
соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
сочетание наглядности с абстрактностью мышления в обучении;
системность и последовательность в обучении;
сознательность, самостоятельность и активность обучающихся при руководящей роли педагога;
доступность, прочность овладения содержанием обучения.
В методической системе дистанционного обучения выделяют следующие функции: «
Гуманистическая. Данная функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, осознание личного опыта.
Гносеологическая. Данная функция нацелена на познание учебного процесса как объекта конструирования, создание информационных и базовых способов, приемов решения психолого-педагогических задач, изучение определенных технологий.
Проектировочная. Данная функция отражается в технологическом, операционном, процедурном обеспечении учебного и воспитательного процессов, то есть в проектировании содержания, форм, методов обучения и практической деятельности преподавателей и обучающихся, выборе эффективных методических, педагогических приемов разрешения конкретных ситуаций.
Нормативная. Данная функция обеспечивает соблюдение педагогических норм, которые выполняют функцию ценностей в образовательной деятельности, обусловливает учет определенных требований, правил, к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.
Рефлексивная. Данная функция направлена на осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей, создание условий для развития рефлексии» [4, с. 33].
В настоящее время существуют большое количество различных видов дистанционных технологий, которые являются эффективными и востребованными, которые усовершенствуются каждый день. Наиболее распространёнными видами дистанционных образовательных технологий являются:
интерактивное телевидение;
компьютерные телекоммуникационные сети (глобальные и региональные) с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых форм (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.
Одним из главных преимуществ обучения, которое опирается на интерактивное телевидение, является возможность визуального контакта аудитории и преподавателя, находящихся на различных расстояниях. Недостатком данного вида дистанционных образовательных технологий является то, что при данном обучении фактически копируется обыкновенное занятие, даже если бы оно было бы построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологий. Такое обстоятельство может быть применено только при показе новых и уникальных методик, лабораторных опытов, когда учащиеся и педагоги могут стать очевидцами и даже участниками применяемых новых знаний, методов в своей области, новых и современных информационных технологий, а также принять участие в дискуссии. Эта форма дистанционного обучения интерактивна и считается весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но она является слишком дорогостоящей технологией в настоящее время.
Следующим видом дистанционных образовательных технологий являются компьютерные телекоммуникационные сети, который предполагает использование данных телекоммуникаций в режиме телеконференций, электронной почты, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Данный способ дистанционного обучения является недорогим и распространенным. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий[1].
Сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет заключает в себе большие дидактические возможности для школьного, вузовского образования и для повышения квалификации специалистов, так как интегрирует в себе такие качества как мультимедийность, интерактивность, позволяет работать с большим объемом информации и за счет этого оптимизирует процесс дистанционного обучения [3, с. 95].
В организации учебного процесса при использовании дистанционного обучения предусматривается развитие трех видов педагогических технологий:
кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
TV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьютора;
сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, обучающихся между собой.
На наш взгляд, для студентов следует считать базовой кейс-технологию, так как именно она, позволяет сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который необходим студенту для овладения в активной форме компетенциями в процессе профессиональной подготовки по выбранной им специальности.
Таким образом, рассмотрев основные аспекты дистанционного обучения, а именно сущность, основные характеристики, принципы, функции и отдельные виды, можно выделить следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения.
К преимуществам технологии дистанционного обучения относятся:
Всеобщая доступность обучения.
Возможность обучаться в любое время, в любом месте и в индивидуальном темпе.
Самодисциплина и ответственность обучающегося.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
Экономия времени и затрат.
К недостаткам технологии дистанционного обучения относятся:
Отсутствие личного общения с преподавателем.
Проблема аутентификации учащегося при проверке знаний.
Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения.
Необходимость в хорошей технической оснащенности обучающегося.
Отсутствие постоянного контроля над обучающимися.
Необходимость полной оснащенности техническим оборудованием образовательной организации, а именно аудиторий.
Таким образом, дистанционное обучение опирается на набор дистанционных образовательных технологий, каждая из которых играет очень важную роль для развития современного профессионального образования. Это проявляется в том, что дистанционное обучение является всеобще доступным, то есть люди, которые хотят получать знания, но не могут в силу каких-либо причин посещать образовательные организации, могут обучаться без каких-либо препятствий. Также благодаря такой форме обучение не нужно посещать занятия в определенное время, обучающийся сам выбирает время, место и темп. Дистанционное обучение помогает развивать определенные навыки у студентов, предоставляет обучающимся возможность самим получать знания и умения, пользуясь разнообразными, информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Следовательно, технологии дистанционного обучения в образовании не только оптимизируют и облегчат учебно-воспитательный процесс, но и сделают его доступным каждому.
Список литературы
Андрюхина Л.М.Технологии телеприсутствия -новая креативная платформа развития образования// Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 2754.
Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: Издательство Юрайт, – 2017. – 194 с.
ПолатЕ.С. Дистанционное обучение в профильной школе. – М.: Академия, –2009. – 272 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогичеиские и информационные технологии в системе образования – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»