Образовательная среда (среда образования) – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении – нуждается в оптимальных концептуальных основах ее формирования, соответствующих объективным условиям развития личности [5, с. 10]. В данной научной статье мы поговорим об усовершенствовании образовательной среды и об её возможностях благодаря методу проектирования.
Образовательные возможности среды использовали еще в первобытном обществе: тогда постепенно происходил переход от приспособления к окружающему миру к его преобразованию в своих целях. Постоянно накапливаемый социальный опыт мог усваиваться поколениями при условии целенаправленно организованной среды для его передачи.
В эпоху античности греки рассматривали личность человека как частицу микрокосмоса, уделяли внимание его взаимодействию с естественной окружающей средой и созданной искусственно средой прекрасного, т.е. сочетали природу с созданными человеком произведениями. Уже тогда люди задумывались о роли образовательной среды в гармоничном развитии личности.
В период Средневековья целью образования стало спасение души, открыто демонстрировалась враждебность к идеалам античного воспитания, соответственно, как о таковом формировании личности не говорится. А в эпоху Возрождения под влиянием античных идей снова возникает стремление к развитию личности, гармонично соединяющей физические и духовные качества.
Деятели эпохи Просвещения под «средой» понимали окружающие каждого человека общественные, материальные и духовные условия существования и деятельности. Среда занимала главенствующую позицию в развитии личности. Множество тенденций того периода были подавлены существующими системами воспитания, базирующимися на социальной среде, которая была неестественной для человека и игнорировала природу.
В отечественной педагогике и психологии внимание к термину «среда» возникло в 1920-е годы и продержалось до 1936 г., когда появилось «Постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июня 1936 г.». Лишь в 1960-е годы, в период «оттепели» появилась возможность для возникновения и разработки новаторских идей в педагогике и психологии. В этот период на среду человека начинают обращать внимание представители экологической науки. Они соотносят среду человека как с природной, так и с общественной средой, влияющей на личность [1, с. 78].
На рубеже ХХ-ХХI вв. вновь стала актуальна проблема влияния среды на развитие личности, это было связано с гуманизацией образования, т.е. принятием в качестве приоритета в образовании именно человека, личность, ее особенности и потенциал. Создание такого образовательного ресурса делает социокультурное содержание образовательного пространства средством и содержанием образования, то есть образовательной средой.
В ХХI веке педагогика рассматривается не только как наука о законах воспитания и образования человека и средство передачи накопленного опыта от поколения к поколению. Сейчас она нуждается в объединении и структурировании всех знаний о человеке и его специальном развитии, в осмыслении особенностей его функционирования, образования, саморазвития. Для этого необходим особый подход, который получил название «педагогическое моделирование». Данное понятие включает в себя разработку и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса.
Изучение и анализ образовательной среды позволяет охарактеризовать цели образования в конкретном временном промежутке и перспективы достижения этих целей, а значит – ведет к развитию. Так как сейчас понятие образовательной среды применяется очень широко в самых различных аспектах, имеется большое количество исследований, посвященных как образовательной среде в целом, так и тем или иным компонентам, факторам, свойствам образовательной среды.
Одним из современных исследователей образовательной среды является Витольд Альбертович Ясвин. В своих трудах он рассматривает методику векторного моделирования образовательной среды и показывает, что тип среды определяется содержащимися в ней условиями и возможностями, которые способствуют развитию активности или пассивности личности. Данный метод помогает понять образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственном и предметном окружении.
В структурную модель образовательной среды включается три базовых компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический.
Технологический компонент – «программа обучения», которая содержит в себе деятельностную структуру обучения, стиль преподавания и конкурентные формы обучения. Так как обучение и воспитание приобретают развивающую функцию, то образовательный процесс, основанный на данном критерии можно назвать развивающим педагогическим процессом[5, с. 223].
Социальный компонент – пространственная и социальная плотность среди субъектов учебно-воспитательного процесса. Этот компонент учитывает личные особенности обучающихся, при этом образовательный процесс не должен строится вокруг одного ученика, он сводится ко всем участникам процесса образования[5, с. 240].
Пространственно-предметный компонент включает в себя иерархично распределенные потребности в оснащении образовательной организации: хорошее здание, необходимый запас еды, необходимый минимум обстановки, библиотека, хорошее мультимедийное оснащение, удобная мебель и эстетика[5, с. 259].
Моделирование, как считает В.А. Ясвин, не является совершенным, и на смену ему постепенно приходит педагогическое проектирование. Это метод, основанный на разработке сценария предстоящих действий, главной особенностью которого является изучение того, что может возникнуть[5, с. 202]. Для создания проекта образовательной среды необходимо выявить уровни, на которых будет развиваться данное проектирование. Выделяются четыре уровня проектирования:
– федеральный уровень, нацеленный на создание новых образовательных проектов, с помощью которых можно решить ряд региональных внеобразовательных проблем[5, с. 207];
– региональный уровень, на котором учеными и руководителями региональной системы образования создается проект, помогающий распределить силы по всей территории государства[5, с. 209];
– локальный уровень, где ведется разработка проекта «образование будущего», который основывается на понимании образования как социальной структуры, связывающей знания индивидуума со знаниями общества;
– микроуровень, направленный на актуализацию развития механизмов личности педагога и обучающегося для дальнейшего поиска ответов на главные вопросы современной педагогики[5, с. 216].
В настоящее время возможности проектирования в образовательной среде используются достаточно активно, однако лишь в последние годы такой вид деятельности становится предметом целенаправленного изучения с позиций получения нового педагогического знания [3, с. 379]. Е. А. Тирская считает, что «педагогическое проектирование - это мотивированный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностно-смысловом педагогическом пространстве» [4, с. 4].
Профессор Л. Н. Захарова отмечает то, что «проектирование позволяет создавать теоретическую модель измененного процесса, что дает возможность педагогам избежать ошибок, которые могут возникнуть при незамедлительном внедрении в практику показавшейся интересной идеи. А, выбрав приемлемую, максимально спрогнозировать результаты ее реализации. Кроме того, принцип постоянной обратной связи на всех этапах реализации позволяет вовремя корректировать проект уже на стадии реализации, что повышает эффективность выполняемой деятельности. Важна также возможность постоянного осознания результатов своей деятельности, чего так не хватает современному образованию» [2, с. 34].
Педагогическое проектирование всегда ориентировано на решение проектировочной задачи, а не воплощение в жизнь каких-то «старых» идей. Проектирование опирается на закономерности, изучение личности, исследования в педагогической области, развитие и способность к взаимодействию[5, с. 203]. Участие в проектировании ставит людей в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и других новые условия жизни.
Проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении. Следовательно, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования, а в более узком смысле – средством развития интеллектуального потенциала педагога [3, с. 382]. Проблема проектирования новой, адекватной современным требованиям образовательной среды стоит сегодня особенно остро.
Таким образом, главным преимуществом перехода от моделирования к проектированию является результат – создание новой образовательной среды, как системы условий развития личности, отвечающей современным требованиям и тенденциям развития общества.
Список литературы
1. Демидова Н.И. Исследование подходов к категории «образовательная среда» в истории психолого-педагогической мысли. // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 76 – 82.
2. Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Логос, 2011. 376 с.
3. Зубов Д. В. Сущность психолого-педагогического проектирования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С. 379 – 382.
4. Тирская Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения. Омск, 1999. 151 с.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.