ЦЕЛЕОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕЛЕОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Новикова Н.В. 1, Свалова А.Н. 1, Симакова Н.А. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном, стремительно развивающемся мире для того, чтобы человек соответствовал происходящим изменениям, образование должно непрерывно сопровождать его на протяжении всей жизни. В законе Российской Федерации «Об образовании» понятие «образование» определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства»[7, ст. 2], т. е. удовлетворение образовательных потребностей, существующих в момент получения этого образования. Образование должно содержать в себе не только знания, накопленные в прошлом, или способы развития специфических личностных функций обучающегося для возможного их применения в будущем, но и знания, умения и навыки, соответствующие настоящему времени.

Предполагается, что для подтверждения соответствия уровня развития современной личности необходимо, перейти к процессу образования через всю жизнь, вместо получения образования на всю жизнь.

Понятие «непрерывное образование» впервые появилось в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО. Как ответ на динамичные изменения в науке и производстве возникла идея непрерывного образования. В большинстве стран ее связывали прежде всего с обучением, но уже первые обобщения и концептуальное осмысление данной идеи выдвинули как равноправную мысль о необходимости развития личности в процессе непрерывного образования. По мере возрастания индивидуальности в выборе средств самореализации, по мере утверждения субъектности человека в его социализации и профессионализации, усиливалась и целеопределяющая роль личности в построении жизненной образовательной стратегии.

На современном этапе экономического и общественного развития наиболее важным проблемным вопросом необходимо считать непрерывность образования. Непрерывность образования, по своей сути, означает постоянное духовное развитие. Образование не ограничивается стенами учебных заведений. Что в теории, что и на практике непрерывное образование сегодня выходит за пределы базового: школа, колледж, институт. Сегодня это и дополнительное образование, повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям, самообразование и т. д.

Непрерывное образование - это система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает образовательную деятельность человека, его участие в проектировании своей образовательной траектории, как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте.

Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.

Система непрерывного образования включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. Она распространена во всем мире.

В современном обществе система непрерывного образования - это совокупность:

• образовательных структур

• образовательных программ

• механизмов регулирования деятельности.

При этом все эти институты и механизмы должны не заменять личность как субъекта образовательного выбора, но лишь создавать условия для ее активного самоопределения.

Развитие непрерывного образования в современном мире связано с несколькими причинами. Наиболее важной из них традиционно считается необходимость адаптации образования к быстро меняющимся запросам рынка труда. Сегодня информация, знания постоянно обновляются и то, что было изучено человеком в этом году, станет менее актуальным в следующем, поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение. Растущая производительность труда, автоматизация индустриального производства, все большее использование в нем малолюдных технологий, стремительно изменяют все прежние традиции получения «прежнего образования»[5].

В России процесс реализации стратегии непрерывности образования оказался более сложен. Изначально в России непрерывное образование рассматривалось как образование для взрослых людей. Его предназначение виделось в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии.

Вместе с тем, растет понимание того, что непрерывное образование должно решать три взаимосвязанные задачи: повышение общей культуры, создание кадровых ресурсов и их модернизация. Реализация первой задачи предусматривает получение первичных знаний и общей культуры образования; второй – подготовку профессиональных кадров, формирование у них базовых знаний и умений, необходимых для включения в рыночную экономику; третьей – модернизацию, развитие кадровых ресурсов с целью оперативной их адаптации к постоянно изменяющимся условиям производства и социальной жизни.

В процессе саморазвития и получения непрерывного образования важно уделять большое внимание и осознавать важность такого института общества как профессиональное образование. Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества, осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений. В структуру образования входят такие уровни как: среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование[4].

Высшее образование призвано помочь студентам в получении фундаментальных знаний, теоретическом обобщении и интеграции информации. На уровне высшей образовательной организации процесс обучения имеет значительно большие возможности в стимулировании и развитии самостоятельности студентов, интеллектуального творчества и независимости.

В соответствии с указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7 мая 2012 г.)[6] на базе профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.05.2013 г. № 385-и)[3], как структурное подразделение профессиональной образовательной организации, созданы 19 многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее – МЦПК), которые сегодня играют значимую роль в развитии непрерывного образования. МЦПК осуществляют подготовку по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации, краткосрочной профессиональной переподготовке по рабочим профессиям/специальностям и программам предпрофильной подготовки для следующих категорий населения: физические лица, получающие профессиональную подготовку/переподготовку по договорам; граждане, направленные центром занятости; граждане, получающие обучение по договорам с социальными партнерами/предприятиями; молодежь, обучающаяся в МОУ СОШ.

Модель непрерывного образования с каждым годом укрепляет свои позиции благодаря стремительным изменениям, происходящим в современном мире. Сегодня одним из актуальных требований к профессионалу является высокий уровень мобильности; готовность учиться, развиваться и изменяться в течение всей жизни, причем именно данные характеристики позволяют нашим современникам занять достойное место в обществе, быть успешными[1,2]. Любой человек в полной мере должен стать субъектом самоопределения, за ним сегодня все больше закрепляется целеопределяющая роль в построении образовательной стратегии.

Список литературы

  1. Андрюхина Л.М. Перспективы социально-профессиональной мобильности в контексте инновационных изменений образовательного ландшафта В сб.: Социально-профессиональная мобильность в XXI веке сборник материалов и докладов Международной конференции. Под редакцией Г. М. Романцева, В. А. Копнова. 2014. С. 9-14.

  2. Андрюхина Л.М. Перспективы развития профессионального образования и перспективные компетенции XXI века В сб.: Европейские научные исследования Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 150-155.

  3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.05.2013 г. № 385-и

  4. Сергеева Г. В., Белкина В. Н. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник: 2011 № 1. Том II. с.159–162.

  5. Сидорова С. Н. Непрерывное образование – сущность и современные подходы [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/12/sidorova_s.m.docx / г. Серпухов // с. 1 (дата обращения 20.11.2017).

  6. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7 мая 2012 г.)

  7. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года

Просмотров работы: 116