Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии К. Роджерсв своих трудах уделял большое внимание непосредственно теории фасилитации. Он же ввел в научный оборот понятие «фасилитация». Личностно-ориентированная парадигма, сформулированная К. Роджерсом, определяет отношение в процессе обучения к человеку как к цели, а не как к средству. Это способствует отношениям сотрудничества между педагогом и обучающимся, созданию дружеской атмосферы и благоприятных условий обучения. Отсутствует подавление свободы, Данная парадигма не содержит строго определенных требований к «правильному» взаимодействию между педагогом и обучающимся, а, наоборот, стимулирует творческий подход, отвергая при этом модели поведения, в которых все заранее жестко спланировано[2, с. 1042].
Таким образом, основой концепции педагогической фасилитации и технологий фасилитирующего обучения, по мнению К. Роджерса, выступает свобода: свобода учиться, свобода выбора, свобода как состояние, внутренне присущее природе человека.
К. Роджерс также связывает работу преподавателя с работой терапевта, который не создает человека заново, а помогает ему (обучающемуся) развить в себе уже существующие положительные качества. Именно К.Роджерс не только ввелпонятие «фасилитация учения», но и активно использовалданный механизм на занятиях и считал его наиболее эффективным. Он писал: «...Я рассматриваю фасилитацию учения как процесс, посредством которого мы можем и сами научиться жить, и способствовать развитию учащегося. Я считаю, что содействующий тип обучения предоставляет возможность находиться в изменяющемся процессе, пробовать, конструировать и находить гибкие ответы на те серьёзнейшие вопросы, которыми в наши дни озабочено человечество»[5, с. 225].
На сегодняшний день существует два вида фасилитации: социальная и педагогическая. Первая представляет собой повышение эффективности, в плане скорости и продуктивности, деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями. В то время как вторая отражает повышение продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.Различие между двумя видами фасилитациизаключается в том, что в социальной сфере повышение продуктивности происходит посредством наблюдения за действиями субъекта. Педагогическая, в свою очередь, отличается за счет общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности[6].
В теории педагогической фасилитации существует ряд правил и требований, предъявляемых как к процессу обучения, так и к личности преподавателя, в особенности к его умениям взаимодействовать с обучающимися. Сущность педагогической фасилитации в профессиональном образовании заключается в преодолении традиционного закрепления за обучающимися исполнительской части совместной деятельности. В конечном итоге это позволяет перейти от формирования функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника[7, с. 349].
К. Роджерс хотел заменить общеупотребляемое понятие «учитель» на «фасилитатор», то есть таким образом подчеркнуть, что это такой человек, которого больше всего заботят потребности и интересы обучающихся. В приоритете у данного организатора обучения не только стремление освоить все дидактические единицы, но и создать благоприятную атмосферу для учащихся. Это способствует удовлетворению их интеллектуальных и социокультурных запросов, а также формированию желания получать знания[6].
В современном понимании фасилитатор– это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование и координирование процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на анализ и обработку информационных данных, касающихся конкретного вопроса или темы. При реализации обучения педагог-фасилитатор использует приёмы и методы, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, выделять проблемные аспекты в уже известном материале[4].
Наивысшую эффективность применение теории фасилитации приносит в тех случаях, когда рассматриваются вопросы, требующие группового обсуждения и анализа, с учетом всех имеющихся мнений и взглядов на решение поставленных проблем. Важную роль в процессе работы с группой играет педагог-фасилитатор. Кандидат психологических наук А.В. Мартынова оценивает вклад педагога следующим образом:
Помощь группе в определенииобщих целей, задач и способов, и методов принятия решений, чтобы это было быстро и эффективно.
Контроль и координация групповой деятельности обучающихся в ходе активных обсуждений и дискуссий, а также создание благоприятной атмосферы.
Документированиеосновных идей, предложенных участниками группы.
Психологическая поддержка участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых.
Помощь в принятии окончательного решения, учитывая мнение каждого из членов группы.
Обеспечение обратной связи в группе для оценки собственного прогресса и выявления необходимых корректировок.
Разделение ответственности по управлению внутри групп, поощряя при этом лидера каждой из них.
Обучение и воодушевление других членов группы на использование процессафасилитации[3, с. 58-59].
Использование теории фасилитации остается актуальным за счет, того, что в процессе обучения преподаватель не только дает знания, но помогает их, как бы «выращивать» в ходе процесса обучения. Он мотивирует студентов на совместное творческое мышление при решении поставленных вопросов, т.е. преподаватель не повествует, а также погружен в работу с материалом наравне с учащимися. Это позволяет ему оставаться исследователем во время педагогической деятельности и не прерывать процесс саморазвития и совершенствования собственных знаний.
Студенты при этом развивают профессиональное самосознание посредством изучения дисциплин через широкоохватывающее изучение проблем. Ещё одним достоинством фасилитации является то, что у студентов формируются психологическая свобода, развивается креативность и их самовыражение[1, с. 183]. При этом она позволяет раскрывать внутренний мир, учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося, не отклоняясь при этом от направленности на овладение профессии.
Особенностью педагогической фасилитации также являются внутригрупповые взаимодействия, то есть их формы и способы, а именно: процесс общения обучающихся друг с другом, то, как они приходят к общему пониманию проблем, принимаютконсенсусные решения и находят выходы разрешения конфликтов.
Список литературы
Андрюхина Л.М. Креативные платформы развития антропных образовательных практик. - В сборнике: Креативные основы гуманитарного образования сборник научных статей по материалам 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет; Редколлегия: С. З. Гончаров (отв. ред.), Ю. П. Андреев, Е. В. Попова (отв. за вып.). 2013. С. 181-217.
Загоруля Т. Б. Концепция педагогической фасилитации: понятие и сущность // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». – Екатеринбург: УрФУ, 2017. 2175 с.
Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений // Организационная психология. Т. 1. № 2. 2011. 117 с.
Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 27.11.2017).
Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. – М., 1994. 527 с.
Татаренкова И.А., Кибец В.Н. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. – Пенза: Академия Естествознания, 2015. 948 с.
Фаркова Т.В., Барановская Ю.Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник. №9 (92). – Иркутск: ИрГТУ, 2014. 363 с.
Чуева М.Ю. Педагогическая фасилитация. Опыт применения в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013. 198 с.