ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ( LLL): СПЕЦИФИКА И СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ( LLL): СПЕЦИФИКА И СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Толмачева В.В. 1, Серёдкина А.В. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире произошел пересмотр традиционных представлений об обучении, трудовой деятельности и жизни в целом. На первый план выдвигается стратегия обучения в течение всей жизни как условие успешного перехода к экономике и обществу, основанным на знаниях. Ее главный смысл – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни [3, с.343]. Иными словами, суть концепции заключается в постоянном росте человеческих знаний не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни.

В предыдущие века главной стратегией было получение образования в определенный жизненный период, которое должно было обеспечить жизнь и деятельность человека на всю оставшуюся жизнь. Однако ускорение темпов и масштабов социальных изменений, лавинообразный рост информации привели к тому, что полученного образования в школе, техникуме или университете стало недостаточно. Сегодня человеку необходимо постоянное развитие.

Новая стратегия образования включает в себя три составляющие [3, с.344]:

  1. Личность- человек учится постоянно, независимо от того как он обучается: самостоятельно или в образовательной организации. Любой человек может совершенствовать свое образование в различных направлениях. Он может улучшать свое профессиональное мастерство; получить высшее образование, или если оно есть, получить второе высшее; может сменить свою специальность. Также человек может работать по 2 специальностям, то есть выбрать одну сферу деятельности в качестве основного дохода, а вторую использовать как хобби. Например, работать экономистом, а в выходные подрабатывать няней или в приюте для животных, тем самым, совмещая приятное с полезным.

  2. Образовательные процессы- степень включенности личности в образовательный процесс, то есть насколько сильно человек хочет обучаться. Если у него большая заинтересованность в получении знаний, то он будет как можно больше времени уделять учебе, выполнять все домашние работы, посещать занятия и принимать активное участие в работе на этих занятиях, следовательно, успеваемость будет высокой. Если заинтересованности нет, то и успехов в учебе не будет.

  3. Организационная структура образования- способность образовательных программ удовлетворить образовательные потребности человека, то есть учебная литература и учебная программа должны соответствовать стандартам, быть интересными и понятными, чтобы у учащегося проявлялся интерес к занятиям.

Принятие Европейским советом в марте 2000 г. Лиссабонской стратегии и двумя годами позже программы «Образование и обучение 2010» ознаменовало начало качественно нового этапа развития образования.

В Лиссабонской стратегии были поставлены такие задачи, как: укрепление экономики Европы, повышение занятости население, обеспечение роста ВВП, формирование внутреннего рынка услуг, снижение административных расходов [2, с.20]. Иными словами, стратегия направлена на улучшение экономического положения в Европе и поднятия в ней уровня занятости населения. Чем выше уровень образования, тем больше возможностей повышения успешной работы, а также наиболее активная гражданская позиция.

Лиссабонская стратегия охватывает три составляющие [2, с.20]:

  1. Экономическая- переход к конкурентоспособной экономике;

  2. Социальная- инвестиции в человеческие ресурсы, например в образование;

  3. Экологическая- связь роста экономики с использованием природных ресурсов.

В 2005 году стратегия претерпела изменения и её главными целями стали создание рабочих мест в ЕС и повышение потенциала экономического роста при опоре на развитие человеческого капитала. В качестве приоритетного направления было выделено использование единых механизмов и принципов поддержки реформ и развития систем профессионального образования и обучения (ПОО), в том числе прозрачности (EUROPASS) квалификаций и компетенций, консультирования в течение всей жизни, официального признания неформального и спонтанного обучения и обеспечения качества образования и обучения[2, c.27].

Существуют индикаторы оценки достижения реализации Лиссабонской стратегии. К ним относятся: занятость, экономические показатели и реформы, социальная гармонизация, окружающая среда, инновации и исследования. В последние индикаторы, а именно в инновации и исследования также включаются обучение и образование.

В ходе реализации Лиссабонской стратегии в Копенгагене в ноябре 2002 г. была принята Декларация Европейской Комиссии и министров образования

европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального

образования и обучения в Европе, положившая начало, так называемому

«Копенгагенскому процессу», в которой сформулированы следующие задачи:

• организация единого европейского пространства в области ПОО;

• обеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского

резюме, Приложения к диплому или свидетельству о профессиональном

образовании, Mobilipass – свидетельства об обучении за границей, в том числе

и в процессе трудовой деятельности, и европейского языкового портфолио);

• создание механизма взаимного признания компетенций и квалификаций

(единая рамки для обеспечения прозрачности);

• формирование единой системы переноса зачетных единиц (разработка

механизмов переноса и признания компетенций и (или) квалификаций между

разными странами и на различных уровнях путем установления критериальных уровней, определения общих принципов сертификации и др.);

• построение общих принципов признания неформального и спонтанного

обучения (с учетом позиций различных категорий субъектов образования и

обучения) и ряд других[2, c.31].

Концепция образования на протяжении всей жизни широко реализуется в Европе. В России ее реализация сопровождается рядом проблем.

России, как и другим странам приходится сталкиваться с трудностями при привлечении компетентного персонала для заполнения творческих, технических и управленческих позиций в секторе образования, особенно там, где доминирует государственный сектор [1, с.102].

Любое российское образовательное учреждение – это рулетка. Попадется компетентный педагог, ты получишь хорошее образование, у тебя будет желание учиться. А если попадешь к некомпетентному педагогу, или к такому, который «сам страдает от своей работы», - к не любящему своих воспитанников, учеников, то, соответственно, знаний не приобретешь, а образовательное учреждение будешь ненавидеть.

Почему так происходит? Потому что некомпетентными педагогами не рождаются, а становятся. В погоне заработать деньги, педагоги «выгорают» профессионально. Они завалены без конца бумажной работой. А за бумажками не видят детей. Поэтому найти педагога «от бога» очень сложно. Чтобы довести зарплату до среднего уровня педагог вынужден брать много дополнительных часов, сверхурочной работы, дополнительных платных услуг. Из-за некачественной подготовки в школе, мы выбираем свою дальнейшую профессию не из-за каких то своих желаний, интересов, а идем туда, куда нам хватило баллов, для того чтобы получить хоть какое-то образование.

Даже человек, окончивший университет, не имеет гарантии найти работу по специальности. Никто не возьмет только окончившего учебное заведение, выпускника, без стажа работы или практики.

Не у каждого есть возможность обучаться платно. Но и платное образование тоже имеет свои минусы. Нет гарантии того, что ты получишь качественное образование, дальнейшее трудоустройство, будешь востребованным на рынке труда. Поэтому многие люди не могут продолжить свое образование, тем более получить второе высшее образование, так как не у всех есть средства. Многие не видят смысла в получении образования. Потому что довольно часто люди с высшим образованием получают зарплату ниже, чем люди с образованием среднеспециальным. Поэтому они не видят необходимости учиться дальше, нет мотивации. С этой проблемой можно связать и нежелание людей развиваться самостоятельно. У них нет на это времени или просто нет стимула заниматься самообразованием, так как таким неформальным образом полученное образование большей частью никак не учитывается (нет еще развитой системы признания квалификаций, результатов неформального образования) и, как правило, не влияет ни на зарплату, ни на карьерный рост. Соответственно в обществе большинство людей не имеют стимулов для саморазвития в целом.

В практике российского образования много «разрывов», нет преемственности даже в рамках системы формального образования. В недостаточной степени обеспечены и другие формы получения образования, такие как неформальное и информальное. Во многом все эти проблемы упираются в недостаточный уровень финансирования.

Страна сможет пойти по пути прогресса и процветания, только если все население будет достаточно образованным, если каждый без исключения человек получит возможности для достойного саморазвития, раскрытия своих задатков и способностей.

Список литературы

  1. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия“Актуальные вопросы развития образования”) — М.: “Алекс”, 2006. — 264 с.

  2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксёнова Н.М. Обучениев течениевсейжизникак инструментреализацииЛиссабонской стратегии.– М.: РИОТКим. Коняева, 2009 - 131с.

  3. Профессиональная педагогика: Учебник длястудентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 456 с.

Просмотров работы: 400