Вопросам креативности человека посвящено множество книг — монографий, учебников, учебных пособий. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ английского психолога Дж. Гилфорда. Он полагает, что креативность – это продукт, так называемого, дивергентного мышления, то есть мышления “идущего в различных направлениях”. Это способствует получению неожиданных результатов при рассмотрении проблемы под кардинально новым углом. Дж. Гилфорд вывел четыре основных параметра креативности и отметил, “что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а некритически относиться к ним)”[5].
Одну из первых систем развития креативности предложил Эдвард де Боно – автор концепции латерального мышления и эксперт в области творческого подхода к решению задач. “Латинское слово “creatio” (творение), или “creare” (создавать, творить), стало корнем слова “креативность” и означает «творческая сила»”[2]. На основе этой «силы» де Боно разработал систему методических приемов, которая позволяет разрабатывать стратегии неординарного решения проблемных ситуаций на всех уровнях психологической организации индивида. Автор видел проблему в том, что образование само по себе настроено на линейный тип мышления и исключает такие факторы жизни, как вероятность и возможность чего-либо. Де Боно писал, что ученые в области образования “пришли к заключению, что можно двигаться только в направлении “от факта к факту, от утверждения к утверждению”. Они не посчитали необходимым развивать такую область знания, как вероятность, гипотеза, предположение. И в результате прогресс замер”[2]. Его же концепция подразумевает, что обучение должно быть направлено не только на вычленение и сбор нужной информации, но и на развитие творческих способностей, которые помогут взглянуть на полученные знания под нестандартным углом, расширить спектр их применения и комбинировать так, чтобы создать новые прогрессивные ценности.
Другая система развития креативности была предложена Робертом Дилтс – ученым в области нейролингвистического программирования и тренером в области развития личностной креативности. Р. Дилтс полагает, что “креативные и инновационные процессы требуют принятия и поощрения разнообразия, озарений, спонтанности (и других динамических процессов, связанных с неосознаваемыми психическими процессами). В то же время расширение творческого потенциала влечет за собой увеличение потребности в свободе выбора и систематическом осознании” [3]. Ученый делит креативность на личную и совместную и говорит о том, что для достижения наиболее продуктивного решения задач нужно уделять внимание и тому и другому ее виду.
Несмотря на растущее количество научных работ и практик развития креативности по всему миру, современная практика образования ориентирована в большинстве своем на репродуктивный метод обучения. Данный метод является “способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как этот метод всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным. Такой способ предполагает “воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата” [6].
Обычно это выглядит так: преподаватель дает конкретное задание, а учащийся выполняет его по заданному образцу. Безусловно, этот метод имеет свои плюсы, такие как быстрое усвоение информации, умение правильно и рационально его применять, унифицированный подход к привычному для ученика способу усвоения информации. Репродуктивный метод имеет один большой недостаток, а именно – концентрацию на конкретной проблеме и поиск ее решения по заданной ранее схеме, что не позволяет развивать креативность. Конечно, это позволяет выиграть время, но абсолютно исключает компонент развития и индивидуального подхода личности, самостоятельного поиска ответа на вопросы. В образовании не создаются условия, которые бы стимулировали обучающегося мыслить иначе, чем принято, а это значит, что для развития творческих способностей и креативности в традиционном образовательном процессе не находится места и времени.
Современные ученые практически единодушны в критике традиционной педагогики и предлагают заменить ее инновационной, что предполагает реформацию всей педагогической системы в целом. В частности, необходимо максимально гуманизировать педагогический процесс[1].
“С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Она сосредоточена на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, которая способна свободно мыслить и принимать необычные и действенные решения”[4].
В этой связи требуется внедрение новых педагогических подходов, таких как:
широкое применение в образовательном процессе активных методов обучения. Что предполагает создание такой ситуации, в которой студенту самому захочется учиться, жить в рамках культуры и проявлять себя в ней, чувствовать себя причастным к ее развитию;
аутентичность содержания обучения. То есть умение студента находить и использовать первоисточник, объективно сравнивать его с предложением в учебнике, а не только делать выводы по последнему;
кросскультурный подход. “Общество настоящего и будущего — это общество быстрых социальных изменений и столкновений культур”[6]. Студент должен не только понимать это, но и иметь возможность анализировать и формировать собственное мнение, уметь ориентироваться в данном процессе;
“полнота разнообразия интерпретаций. Преподавателям надо стремиться представить на лекциях и семинарах все интерпретации изучаемых фактов, норм, понятий, явлений. Именно в этом заключается “противоядие” от идеологии, претендующей на роль конечной истины” [4].
обучение способам оценки и выбора. “Заставлять зазубривать готовую информацию легче всего. Гораздо труднее сформировать представление о наличии разных идейных и научных платформ оценивания, об историческом развитии самих оценок, критериев, аргументов. Поэтому обычным явлением на практических занятиях и семинарах становятся дискуссии, диспуты, диалоги, посредством которых студенты приучаются формировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения”[4].
Современная образовательная практика содержит в себе лишь те или иные элементы данных подходов, но не стремится сформировать из них целостную и действенную систему. С чем это связано? Ответ достаточно прост. На то, чтобы обучить студентов мыслить по одному образцу нужно гораздо меньше ресурсов и условий, чем на то, чтобы научить каждого студента мыслить так, как может мыслить только он, вырастить из него индивидуальность, не нарушая процесса освоения необходимых знаний, но, обучая, относится к ним со здравой критикой и собственной оценкой.
Чтобы развивать творческое мышление и креативность, нужны также предметы и курсы по данной теме, а значит необходимо подготовить компетентных преподавателей, способных развивать креативность.
Если не развивать креативность в практике образования, то это неизбежно приведет к снижению уровня человеческого потенциала в обществе в целом. Необходимо выйти из замкнутого круга, суть которого состоит в том, что, воспитывая и обучая людей в педагогической системе, не уделяющей внимания развитию креативности, мы получаем “декреативных” специалистов, которые будут действовать по заданному образцу. То есть необходимо внести такие изменения в практику образования, чтобы оно перестало воспроизводить людей, неспособных к творческому мышлению.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день создание условий развития креативности – это далеко не завершенный процесс. Требуется не только внедрение новых педагогических подходов и практик, но и подготовка специалистов, которые не только будут способны мыслить креативно, но и обучать этому других.
Список литературы
Андрюхина Л.М. Культурная топология креативности: возможности человека XXI века// Образование и наука. 2012. № 3. С. 3-16.
Викентьев И.Л., Соколов Г.Б., Викентьев И.И Рецензия на книгу: Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей. 62 софта для мозга, СПБ, «Питер», 2008//Сайт «Консалтинг и тренинги Санкт–Петербурга» [Электронный ресурс]/Режим доступа http:// http://www.treko.ru/show_article_1963
Дилтс Р. НЛП: управление креативностью// Сайт «НЛП: управление креативностью» [Электронный ресурс]/Режим доступа http://modernlib.ru/books/robert_dilts/nlp_upravlenie_kreativnostyu/read/
Инновационная педагогика// Файловый архив студентов «Studfiles» [Электронный ресурс]/Режим доступа https://studfiles.net/preview/2238309/page:6/ Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса// Электронная библиотека «ВикиЧтение» [Электронный ресурс]/Режим доступа https://psy.wikireading.ru/2437Пчельникова К. Что это такое - репродуктивный метод? Репродуктивный метод обучения (примеры) Образование Среднее образование и школы //Электронный журнал «FB.ru» [Электронный ресурс]/Режим доступа http://fb.ru/article/300060/chto-eto-takoe---reproduktivnyiy-metod-reproduktivnyiy-metod-obucheniya-primeryi