ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ С. ФРЕНЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ С. ФРЕНЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Золотавина А.И. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогические теории начала двадцатого века, рассматриваемые в совокупности, представляли собой единство колоссального многообразия идей, контрастных и подчас полярных направленностей, реакционных и прогрессивных исканий. Ярким представителем педагогической мысли XX века был идеолог функциональной педагогики – Селестен Френе. Селестен Френе, родившийся в 1896 году в Гаре, получил образование в школе в Ницце, повзрослев, он стал организатором и руководителем экспериментальной начальной школы вначале в Бар-сюр-Лу (1920-1928 годы), затем в Сен-Поле (1928-1934 годы), а после в Вансе (1934-1966 годы) [1]. В 1927 году Селестен Френе основал Кооператив сторонников светской школы, а в 1957 году - Международную федерацию сторонников новой школы [2]. Издание педагогических журналов основанных французским педагогом-новатором продолжается, а так же регулярно переиздаются брошюры и книги С. Френе [3, с. 296].

Его последователи работают в тысячах школах всего мира. В том числе и в Кисловодске и Набережных Челнах существуют школы, работающие по методике С. Френе, а классы и учителя, использующие этот подход, есть в Москве, Нягани, Ревде, Самаре, Таганроге, Челябинске и двух десятках других городов и сел России.

Основная идея Френе - дети должны говорить больше учителя и работать как можно более самостоятельно, независимо от учителя. Вообще самостоятельность - один из ключевых постулатов Френе, не случайно его педагогика имеет сходство с педагогикой Монтессори, Декроли, ведь и они, как и Френе были приверженцами активных методов воспитания, не случайно эти методы, в конечном итоге, были распространены в Европе и США, а позже пришли и в Россию. В чем же секрет успеха методов С. Френе? Во-первых, в свободе для самовыражения ребенка. С. Френе так же одним из первых обозначил детство не как подготовку к жизни, а как важный и самодостаточный этап.

На второе место С. Френе ставил задачу научить ребенка мыслить. Опорной точкой обучения обозначалась присущая всем детям любознательность. Так же Френе был высокого мнения о познании через выдвижение гипотез и не видел ничего отрицательного в промахах своих учеников. Наоборот, считал ошибку обязательным этапом на пути к знаниям.

Принципиальная особенность авторского метода заключалась и в том, что обучающиеся самостоятельно разрабатывали график учебного процесса на день, неделю и месяц [4]. И свобода выбора отнюдь не синоним анархии, так как именно учитель организовывал весь запланированный учеником процесс. Так же к числу идей С. Френе относится идея создания собственных средств обучения, к которым относились «карточки самоконтроля», школьные газеты и сборники стихов и сказок детей и самостоятельно составленные математические задачи. Метод Френе, постепенно формируясь, находил свое успешное применение в школе. Платформа взаимодействия учеников в такой принципиально новой школе была необычайно широкой, чему благоприятствовала одна из новых форм коммуникации - переписка. Обучение шло так называемым методом «проб и ошибок». Установилось тесное сотрудничество не только между учеником и учителем, но и между самими учениками.

Школьная типография была своеобразным центральным звеном жизни школьного общества. Для Френе типография воплощала в себе научно-технический (докомпьютерный) прогресс середины XX века, шагнувший в школьную жизнь, что содействовало реализации замысла педагога: «Школа XX века для человека XX века».

В организации учебного процесса типография позволяла активизировать познавательную деятельность, сосредоточить ее на самостоятельное создание по заданию учителя образовательного материала. Ученики печатали информационные карты, в сущности, коллективно составляли свои учебники, из года в год обновляли их содержание; писали, обсуждали, отбирали и издавали свои лучшие сочинения. Наряду с информационными картами, постоянно обновлялись и накапливались карты-задания (вопросы), карты-ответы, карты-инструкции выполнения задания. Таким образом, создавались картотеки — «материальная база» для организации обучения на основе самостоятельной работы учащихся [4].

Ориентируясь на всё вышесказанное, можно выделить ключевые моменты в педагогике С. Френе:

  • труд на всех этапах обучения;

  • большое внимание уделялось школьному самоуправлению,использование школьных материалов;

  • нет обучения в привычном понимании, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ;

  • отсутствуют домашние задания, но есть постоянно задаваемые вопросы, как ученику, так и учеником;

  • безотметочное обучение: лучшие работы отмечаются, например, публикацией в школьной газете, в случае с текстами на свободную тему;

  • нет ошибок, есть разный опыт познания;

  • нет программ, но есть индивидуальное и групповое планирование;

  • нет воспитателя, педагог решает общие проблемы;

  • нет готовых правил, а есть принятые самими детьми нормы общежития;

  • нет класса, но есть детско-возрастное сообщество.

С. Френе выступал противником школы, где на первом месте стоят учебные предметы и соответствующие программы, где учителя и ученики должны подчиняться их требованиям. Он рассматривал возможность строительства такой школы, которая будет ориентирована на ребенка - члена общества, и главным критерием считал создание среды, способной помочь формированию личности ребенка. Поэтому в основу положено не заучивание материала, не приобщение к азам тех или иных наук. Главными определялись следующие аспекты:

  • здоровье ребенка, его тяга к знаниям, развитие его творческого потенциала, характерное его натуре желание непрерывно двигаться вперед, к максимальной самореализации;

  • благоприятная сфера, в которой воспитывается ребенок;

  • оборудование и техническое оснащение, которое обеспечивает естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс.

Все замыслы С. Френе служили одной идее – создания системы гуманистического образования.

Состоит она из трех компонентов:

  • формирование гуманного образовательного пространства вокруг ребенка;

  • становление высоконравственной гуманной личности;

  • подготовка ребенка к жизни в соответствии со сложными условиями эпохи и среды.

Каждый компонент сам по себе - целый мир педагогических идей.

Педагогическая практика С. Френе - саморазвивающееся пространство, динамично развивающаяся система. Деятельность современных френетистов во многом отличается от того, о чем писал и что говорил сам С. Френе. Но нечто остается принципиально незыблемым.

Это - искусство слушать детей и давать им серьезные ответы, это - объединение совместной коллективно распределенной и социально важной деятельности, это - экспериментирование и обновление среды для воспитания интереса и пробуждению мотивации и детей, и учителей. Однако не все тезисы Селестена Френе можно и нужно принимать без всяких возражений. Френе, зачастую справедливо, критиковал систему нравственного воспитания, которая сводилась к постоянному повторению учителем избитых прописных истин. Но ведь к тому, что Френе пренебрежительно называл «словесным воспитанием» относятся и рассказы учителя о героизме, великодушии и бескорыстной дружбе, и знакомство с положительными литературными персонажами. Все это хорошо укладывается на детскую восприимчивость и способствует становлению нравственности. Вряд ли можно уповать на то, что все сложится само собой, и ребенок выберет верные нравственные ориентиры только в условиях некого школьного приключения.

В настоящий момент, элементы техники С. Френе используются во многих образовательных учреждениях. Не является исключением МКОУ «СОШ № 29», находящаяся в г. Ревда, Свердловская область. В этом общеобразовательном учреждении существует свой пресс-центр, который занимается подготовкой и выпуском детской школьной газеты «Честное слово». Как и у Френе, школьная газета обеспечивает реализацию творческого потенциала обучающихся, а также развивает грамотную письменную речь и способность ясно выражать и формулировать свои мысли. Но деятельность пресс-центра школы обладает и свойствами, отличными от педагогической практики С. Френе. Одним из основных отличительных свойств можно назвать то, что благодаря новым информационным технологиям, которых не было во времена С.Френе, пресс-центр выпускает не только печатные экземпляры газеты, но и представляет свежий выпуск на сайте МКОУ «СОШ № 29» в формате электронных документов - PDF. Поэтому работа обучающихся в пресс-центре помогает им и в овладении информационными технологиями. Подготовка и выпуск детской школьной газеты также направлены на получение знаний по школьным предметам (информатика, литература, история и другие), а между тем, это было не характерно для школьной типографии С. Френе. Детская школьная газета «Честное слово» вобрала лучшее из идей С. Френе, не уходя от основной задачи образования – получение знаний.

Сегодня наши педагоги, говорящие об обучении без отметок, отсутствии домашних заданий, составлении портфолио достижений, подчас не подозревают, что являются сторонниками идей Френе, но это так. И проектная деятельность тоже родом из педагогики Френе, как и групповая деятельность в классах, которая нынче получает широкое распространение в столичных школах. Эта педагогика уникальна, если смотреть на нее с точки зрения развития духовности, социального и общечеловеческого в человеке [5].

Школа Френе в большей степени ориентирована на гуманизацию отношений и воспитание, на становление ребенка как личности, поэтому ее традиции и сегодня востребованы и актуальны для российской школы.

Список литературы

  1. Педагогика С.Френе // Первое сентября –1999. – №50.

  2. Педагогика успеха и радости Селестена Френе// Лаборатория гуманной педагогики. Социальная сеть работников образования. 12.10.2012. URL: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/pedagogika-uspeha-i-radosti-selestena-frene

  3. Френе С. Избранные педагогические сочинения// Вступит. Статья Б.Л. Вульфсона. – М. Прогресс, 1990. – 296 с.

  4. Быстрицкая Я. Воспитание по Френе: свободу - текстам! // Обучение за рубежом. – 2000. – №10.

  5. Инновационные педагогические технологии. [Электронный ресурс] // Электронная онлайн библиотека. URL: http://banauka.ru/2441.html

Просмотров работы: 2273