Перед тем как обратится к рассмотрению существующих позиций важно отметить сущность профессионального образования. Известные советские и российские учёные, академики РАО С. Я. Батышев и А. М. Новиков отмечают, что профессиональное образование и его неотъемлемая часть профессиональная педагогика – это процесс образования, его «технологическая оснастка», конкретные методы, средства и организационные формы обучения, воспитания и развития учащихся, которые способствуют достижению ожидаемых результатов образования [1, с. 13], а также способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить [1, с. 454]. Они рассматривают его также как средство социально-экономического развития [1, с. 337 ].
Над проблематикой определения мировых трендов развития профессионального образования рассуждают представители различных областей: российский государственный деятель Герман Греф, российский методолог и политтехнолог Щедровицкий П.Г., советник Президента РФ Ю.С. Глазьев,сотрудники «Сколково» - Д. Конанчук, А. Волков и др. Рассмотрим каждую из позиций.
В своём выступлении на семинаре директоров школ Подмосковья (19.05.2017 г.) Герман Греф призывает учительское сообщество совершенствовать систему профессионального образования со школьной скамьи, в момент формирования ключевых компетенций, которые могут использоваться в последующей жизни [2]. Школе следует перестраиваться с учётом веяний времени: «диджитализации» (перевод различных видов информации в цифровую форму), «биг-дата» (больших объёмов данных) и др. По словам Германа Оскаровича, знать - недостаточно, необходимы компетенции в преобразовании знаний в продукты и их монетизация. А это возможно благодаря формированию компетенций для работы в командах, управлению групповой деятельностью с помощью современных методик, например, аджайл, гибкой системе работы в команде.
Ещё один тренд развития профессионального образования, исходя из его выступления, заключается в создании условий обучения в течение всей жизни. Организации создают собственные корпоративные университеты (КУ), яркими примерами которых является не только КУ ПАО «Сбербанка», но и «УГМК» (г. Верхяя Пышма, Свердловская область), «Уралкалия» (г. Соликамск, Пермский край), базы обучения ведущих консалтинговых компаний «большой четвёрки» («Big4»): «EY», «KPMG», «PwC», «Deloitte».
Действительно, необходимо развивать навыки ускоренной обработки информации и создания «продуктов из идей». Однако отказываться от фундаментальных знаний очень рискованно. В РФ сохранилось интеллектуальное наследие эпохи СССР. Утратить существующую знаниевую базу, плодородную почву по выращиванию, непрерывному воспроизводству новых идей и знаний, пусть и в том виде, в каком есть – губительно, чревато отставанием на мировом уровне.
Формирование корпоративных университетов в некоторой степени ограничивают широту профессиональной подготовки функционалом работников, так как образовательные программы «заточены» под конкретное направление, специфику деятельности организации. Однако, создание корпоративных университетов становится определенным трендом, ответом на потребность в более эффективной профессиональной адаптации. Отчасти в этом прослеживается недоверие к системе государственной подготовки кадров в вузах, уровень которой многие работодатели оценивают как «недоподготовку» в том числе из-за сокращения сроков обучения при переходе на Болонскую систему.
Сегодня все больше востребованы универсальные компетенции, которые позволяют человеку быть мобильным, быстро овладевать новым в условиях перемен. Показательным примером служит Античность. В условиях того времени люди при минимальном ресурсе формировали большой объем универсальных знаний об окружающем мире. Неужели современные люди «ленивы», им нужны готовые схемы и решения?
При просмотре выступления Германа Грефа складывается впечатление, что Россия несётся за «поездом», уезжающим в бездну. Гонка, гонка, гонка… Нет осмысления, саморефлексии, а нужно ли это в действительности, может быть уже есть разработанное собственное, гораздо более продуктивное решение? Чего мы уже достигли, какие результаты? Может быть тот несущийся поезд ждёт крах, провал на каком – либо из последующих поворотов? А если это «поезд-призрак», «навеянный» для отвода глаз другими участниками процесса ускоренного развития? Без базы - никуда. Без фундамента рухнет вся «постройка». Изменения необходимы, но важно осмысление.
В выступлении П.Г. Щедровицкого на форуме Агентства стратегических инициатив привлекает как раз призыв к осмыслению [3]. Он предлагает задуматься и осмыслить следующие вопросы:
К чему пришли, какую именно проблему нужно решить?
«Что раньше молоко или корова»?
Почему мы хотим инноваций без целостного компонента – коровы, дающей молоко?
П.Г. Щедровицкий призывает делать ключевой упор на выращивании инноваторов - предпринимателей, способных задавать динамизм системе развития, именно они по «духу» готовы к риску (в отличие от закостенелых, связанных неповоротливым «механизмом» ограничений, бюджетом чиновников, менеджеров), соединяют факторы, создают условия для появления нового, монетизируют, зарабатывают, формируют новые рабочие места. По его позиции, в небольшом отставании в процессе осмысления (ведь время не останавливается) есть как положительные, так и отрицательные стороны:
«+» - возможность наблюдения за результатом, проведение рефлексии. «-» - необходимо создавать институты догоняющего развития. Щедровицкий делает основной упор на «третью промышленную революцию», основоположником концепта которой является американский экономист и эколог – Джереми Рифкин. С позицией П. Г. Щедровицкого можно согласиться в осознании положения страны, самосознания жителей, в каком государстве они хотят жить – опережающем или отстающем? От осознания, от ответов на эти вопросы зависит определение стратегии развития, и как следствие - понимание направления развития профессионального образования. Более полное представление промышленных революций, детализированных в технологических укладах, освещено в работах и в выступлении Советника Президента РФ Ю.С. Глазьева «Перспективы развития российской экономики в условиях смены технологического и мирохозяйственного укладов» (29.05.2017 г., СПбГЭУ) [6]. В рамках лекции он представил график смены технологических укладов с 1770-2040 гг. Согласно Ю.С. Глазьеву преодолены 5 технологических укладов (текстильная машина, паровой двигатель, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания (ДВС), микроэлектроника). При смене укладов происходят трансформации во всех сферах жизни общества, в том числе и в профессиональном образовании. Определяются в соответствии с ними оптимальные способы организации труда и др. Новые технологии со временем получают широкое распространение. В данный момент мы являемся свидетелями цифровизации, технические устройства окружают людей всё больше и больше, они становятся более удобными, мобильными, миниатюрными. Ю.С. Глазьев подчеркивает возрастающий динамизм процессов, сокращение временных интервалов при смене технологических укладов. Сокращаются и фазы их развития от «эмбриональной» до «зрелой» стадии. Данная тенденция неминуемо затрагивает исторически различные сферы жизни общества, в том числе и образование. Постоянно увеличивается риск угрозы отставания образования от смены технологических укладов. Торможение процессов в образовании неминуемо может привести к расширению временных границ между предстоящими технологическими укладами, замедлению технологического прогресса в обществе в целом, а при пессимистическом варианте – это угроза деградации. Фактически время и технологии (техновремя) бросают человечеству вызов - необходимо поддерживать динамизм изменений в образовании параллельно с процессами развития технологий с целью обеспечения развития человечества. Основные тренды развития профессионального образования определены также и в работе «Эпоха Гринфилда в образовании» Д. Конанчука, А. Волкова, Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), 2013 г - сентябрь.Они определили следующие тренды:
Массовизация
Количество людей с высшим образованием становится больше. В РФ количество людей на рынке труда с высшим образованием – выше 55% [4, c. 4]. Это способствует снижению значимости, элитарности образования. Вследствие этого может произойти разделение университетов на: элитные, массовые, «нишевые», местные.
Интернационализация
Увеличивается количество студентов, которые могут учиться зарубежом. По предположению исследователей, показатель с 4 млн. студентов в 2010 г., увеличится до 8 млн. чел. в 2025 г.[4, с. 6]. Страны, безусловно, конкурируют за «светлые» умы. Например, после распада СССР, РФ до сих пор не может остановить массовый отток «мозгов» в зарубежные страны. Конкурентным преимуществом их является достойный уровень оплаты труда, реальная заинтересованность. Тенденция интернационализации в РГППУ также прослеживается в увеличении количества студентов из Ближнего зарубежья. Создаются программы мобильности, обмена студентами, разыгрываются гранты на обучение зарубежом. Однако, роста массовости обучения студентов РФ за рубежом нет. Причиной этому является экономический фактор (уровень жизни населения продолжает падение, оно беднеет), качество массового обучения иностранным языкам, например, английскому – оставляет желать лучшего.
Турбулентность мировой экономики и формирование нового технологического уклада в промышленности [5, c. 5]
Повышаются требования к «эффективности» деятельности образовательных организаций при постоянном сокращении финансирования затрат со стороны государства [4, c. 7]. В РФ проходит ежегодный мониторинг их эффективности деятельности. Требуется повышение отдачи при уменьшении необоснованных затрат.
Цифровизация[4, c. 8]
«Незабываемость» обеспечивается с помощью впечатлений, а вызвать их могут новшества, технологии, они побуждают интерес к неизведанному. Влияние цифровых технологий на образование продолжает увеличиваться.
Как ответ на существующие и набирающие силу тренды авторы предлагают новую стратегию развития образования, которую они назвали стратегия «Гринфилда». Гринфилд - это «зелёное, не засеянное поле», формирование идей на основе новых технологических платформ, которые не затрагивают традиционные образовательные организации [4, c. 15]. Примером служит формирование и развитие МОСС – образования, на основе новых технологических платформ – онлайн - курсов. При этом авторы работы призывают развивать систему образования в плодотворном существовании гринфилд с браунфилд подходом, ведь секрет изменений, как отмечают исследователи словами Сократа, кроется не в борьбе со старым, а в направлении всей энергии на создании нового. Данный подход позволяет проводить как осмысление, так и генерирование новых подходов в образовании. «Гринфилд» - баланс сил консерватизма, осмысления и генерирование новшеств, при условии взаимного сосуществования и содружества подходов (гринфилд и браунфилд).
Однако, Россия значительно отстаёт в данном тренде, например, в развитии онлайн – курсов и информационных технологий в целом. Для преодоления отсталости потребуется мобилизация имеющихся ресурсов, что может повлечь затраты. Но будет ли это эффективно? Повысится ли при этом качество подготовки обучающихся? Не послужит ли это формой «откачивания ресурсов» из традиционных секторов образования в новые, и тем самым, не ослабит ли в целом существующую систему образования?
Общие характеристики и отличительные особенности проанализированных подходов приведены в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Матрица трендов развития профессионального образования
Основание, тренд |
Г.О. Греф |
П.Г. Щедровицкий |
Ю.С. Глазьев |
«Сколково» |
Выделяемые тренды |
||||
Цифровизация |
+ |
+ |
+ |
+ |
Массовизация образования |
- |
+ |
+ |
+ |
Глобализация |
+ |
+ |
+ |
|
Турбулентность экономики |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ускорение процесса смены технологических укладов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Изменение характера разделения труда в связи с промышленными ревоолюциями |
+ |
+ |
+ |
+ |
Развитие новых подходов к обучению |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ключевой фактор развития в образовании |
Формирование новых компетенций |
Выращивание предпринимателей, создание новых институтов развития, «coormpetition» (компетенции + кооперация образования, обучающегося, работодателей), опережающее обучение |
стратегия опережающего развития |
Формирование «Гринфилд» |
ЧТО ДЕЛАТЬ? Предлагаемая стратегия развития |
«Прыгать в уходящий поезд» |
Решить: «догонять» или «обгонять», стоя на месте |
Использовать свои преимущества |
«Гринфилд», не догонять уходящий поезд, а «лететь самолетом». Не бороться со старым, а создавать новое |
И вновь возникает ключевой вопрос – «что делать?». Именно он ключевой в решении рассматриваемой проблемы: запрыгнуть в уезжающий поезд, остановиться – осознать и открыть другие прорывные инновационные пути (формировать «гринфилд»). Сколько людей, столько и мнений, но необходимо как можно быстрей найти решение, от этого зависит благополучие человечества, конкурентоспособность страны, каждого гражданина.
Список литературы :
Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена /. – М. : Издательство «Вильямс», 2005. – 172с.
Выступление Германа Грефа на семинаре директоров школ Подмосковья – 19.05.2017 ;
Выступление П.Г. Щедровицкого в ВятГУ [Электронный ресурс] // Интернет – газета ВятГУ. URL:https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/buduschee-uzhe-nastupilo-petr-schedrovitskiy-o-per.html (дата обращения: 04.11.2017).
Выступление П.Г. Щедровицкого на «Иннопроме – 2013» [Электронный ресурс] // URL: https://yandex.ru/video/search?text=%D1%89%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&path=snippet&noreask=1&filmId=8908065364856258488&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D0jjd92sQTf0&reqid=1509800464161260-1268758600988893017006065-sas1-1346-V (дата обращения: 04.11.2017).
Конанчук, Д., Волков, А.(2013) Эпоха «Гринфилда» в образовании: исследование SEDeC; Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC). – 2013. – сентябрь;
Открытая лекция академика РАН Сергея Глазьева в СПбГЭУ «Перспективы развития российской экономики в условиях смены технологического и мирохозяйственного укладов» - 29.05.2017 г.;
Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, - 2009. - 456 с.
С.Ю.ГЛАЗЬЕВ НАУЧНЫЙ ДОКЛАД: «О ЦЕЛЯХ, ПРОБЛЕМАХ И МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ» МОСКВА, 29 ЯНВАРЯ 2013 Г. [Электронный ресурс] // Интернет – ресурс maxpark.com/ URL:http://maxpark.com/community/politic/content/1819311 (дата обращения: 04.11.2017).
Щедровицкий П.Г. История промышленных революций и вызовы III промышленной революции ;