РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Полкопина Е.М. 1, Крутских П.А. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности. В этой связи фундаментальное значение имеет творческое становление подрастающего поколения, которое в силу своих социально-психологических характеристик является одной из движущих сил поступательного развития общества и культуры, ее сохранения и приумножения [5].

И не случайно преобладающей образовательной стратегией во всем мире сегодня является стратегия формирования творческой индивидуальности, направленная на реализацию потенциальных возможностей каждого обучающегося, его креативности как атрибута духовности, основы самовыражения и самореализации. Именно творческая деятельность человека определяется в качестве системообразующего элемента экономического, социального и культурологического устройства общественной жизни, а творчески активные люди являются национальным достоянием, богатством страны.

Креативный подход к образовательному процессу в системе профессионального образования предоставляет возможность каждому его участнику развить исходный творческий потенциал, сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческой самоактуализации, самооценке[1].

Профессиональное образование направлено сегодня не только на вооружение будущих специалистов системой знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций, но и на развитие их творческих способностей и возможностей, формирование готовности к творческому решению профессиональных задач.

Социальный заказ на творческую личность не может быть успешно реализован без модернизации учебного процесса высшей школы. Его реорганизация предполагает, прежде всего, направленность усилий преподавателей на развитие памяти, мышления, воображения студентов, систематизацию знаний и умений творческой деятельности, совершенствование свойств и качеств их личности, обеспечивающих им возможность находить самостоятельно выход из нестандартных, профессиональных ситуаций. Творческий подход к выполнению профессиональных функций один из важных показателей их профессионализма. В связи с потребностью общества в творческих специалистах и ее удовлетворением возникает необходимость изучения основных характеристик творческой личности и условий их формирования средствами учебного процесса высшей школы. Такими характеристиками выступают креативность, творческая активность и творческий потенциал личности.

Креативность как механизм продуктивной деятельности, направленной на стимулирование развития творческой личности будущего специалиста, предполагает уточнение ее сущности и выделение основных характеристик этого сложного личностного образования.

Анализ научной литературы позволяет говорить о неоднозначности подходов к этому вопросу. Так, одни авторы, характеризуя творческую личность, говорят о ее творческом потенциале, который подменяют понятием «креативность». Другие для обозначения способности и готовности личности к творческой самореализации в деятельности используют понятия «креативность» и «творческий потенциал» как синонимы, трактуя их как особые свойства или характеристики личности, проявляющиеся в ее жизнедеятельности (Я. А, Пономарев, Е. Торренс); как интеллектуально-творческие предпосылки к творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихомиров). Третьи полагают, что совсем неоправданна подмена или отождествление этих понятий, т. к. они имеют свою специфику.

Г. А. Глотова и Л. Р. Симеон считают, что «креативность» и «творческий потенциал» не являются синонимами. По мнению Г. А. Глотовой, креативность является полисемантической смысловой единицей, которая проходит в своем развитии три уровня:

– широкий, на котором проявляется всеобщая креативность, способность к бесконечному изменению форм и механизмов жизнедеятельности в мире;

– промежуточный, на котором имеет место потенциальная креативность, отражающая связь специфических анатомо-физиологической и психической организации конкретного человека с возможностями, имеющимися у общества в каждом конкретном случае;

– узкий уровень, для которого характерна актуальная, объективная креативность, отражающая для данной ситуации проявление творческости [2].

Н. Ф. Вишнякова рассматривает креативность и творческий потенциал личности как взаимосвязанные компоненты. Под креативностью она понимает динамическую структуру личности, объединяющую в себе творческий потенциал, склонности и способности, выражающуюся в творческой индивидуальности [3].

Различные подходы к толкованию сущности креативности говорят о сложности изучаемого феномена. В своем исследовании ее сущность определяется как сложное динамическое личностное образование, объединяющее в себе склонности и способности, творческий потенциал и творческую активность, характеризующую творческую индивидуальность будущего специалиста.

Креативность базируется на совокупности природных задатков, резервов, склонностей и способностей, которые выступают предпосылками формирования творческого потенциала личности, проявления ее творческой активности и готовности к творческой деятельности.

Целью развития креативности является создание предпосылок для самореализации студентов в творческом учебном процессе, а, в последствии, в самостоятельной профессиональной деятельности. Сущность данного процесса заключается в пробуждении природных сил студента от любознательности к самореализации, что проявляется в развитии творческого потенциала и творческой его активности. Креативность выступает основой, стартовой площадкой для становления творческого потенциала будущего специалиста.

Процесс развития креативности будет успешным, если системообразующим основанием учебного процесса высшей школы будет модель, базирующаяся на системном и целостном подходах к накоплению студентами опыта творческой деятельности, предусматривающей принципы и способы творческого учения. Именно в процессе творческого учения создаются предпосылки для проявления креативных действий и креативного отношения студентов к деятельности и общению, что служит основой становления их творческого потенциала и проявления творческой активности в профессиональной деятельности.

Развитие креативности определяется наличием творческой стратегии в учебной работе, составляющими звеньями которой являются [4]:

– постановка новой социально значимой цели;

– разработка программы ее достижения;

– свобода выбора способов действий в реализации программы;

– овладение методикой и технологией решения учебных проблемных задач;

– способность и готовность добиваться поставленной цели, умения преодолевать возникающие трудности и сложности, добиваться достижения поставленной цели;

– диагностика соответствия искомого, желаемого достигнутому результату.

Установка в учебной работе на новизну и нестандартность подхода в решении учебных задач несут в себе основную педагогическую нагрузку, нацеливая студента на креативные действия и отношения. Специфической особенностью учебного процесса, направленного на развитие креативности как показателя профессионализма будущих специалистов, является свободный выбор действий, потребность в новизне, в их творческой самореализации.

Удовлетворение потребности студентов в творческой самореализации возможно в активной творческой деятельности, предполагающей взаимодействие, сотрудничество и сотворчество студентов и преподавателей в решении учебных задач, учет индивидуальных возможностей и креативных способностей, опыта их творческой работы.

Процесс развития креативности как основы творческого потенциала личности будущего специалиста будет протекать успешно, если в учебной работе обеспечить [2]:

– индивидуализированный, дифференцированный и творческий подход к студентам;

– использовать возможности эмоционального фактора и создавать положительный эмоциональный фон учебных занятий;

– практиковать диалогическую форму взаимодействия в системе «преподаватель – студенты»;

– предоставлять свободу выбора действий и способов решения учебных задач;

– поощрять творческую инициативу, активность, потребность в новизне и нестандартных действиях студентов;

– проектировать ситуацию успеха для каждого участника учебного процесса.

Ориентация учебного процесса на личность будущего специалиста, формирование ее творческих характеристик ломает устоявшиеся каноны его организации. Традиционное обучение как единство предписаний для студентов и преподавателей учебной программы и стандартных оценок учебных достижений студентов отрицательно действуют на развитие креативности, что обусловливает необходимость перестройки традиционной практики учебного процесса.

Основными направлениями модернизации его следует считать;

– создание здорового психологического климата, доверия в системе отношений «преподаватель – студенты»;

– обеспечение сотрудничества и сотворчества в решении учебных проблем;

– актуализация положительной учебной мотивации и установок на творческий подход к выполнению учебных заданий;

– развитие у студентов креативных личностных установок, потребности в творческой самореализации;

– использование технологий творческой работы;

– предоставление свободы выбора заданий и способов их выполнения, создание ситуации успеха для каждого студента;

– приобретение опыта творческой деятельности через свободное и самостоятельно-инициируемое, личностно вовлеченное, направленное на усвоение личностных смыслов учение.

В процессе обучения важно не столько изменение содержания, форм и методов преподавания, сколько становление и закрепление личностных установок, стимулирующих креативные действия студентов, их постоянный творческий рост, развитие способности к оригинальности и творческой конструктивности мыслей будущих специалистов.

Необходимо в процессе учебной работы научить студентов самостоятельно думать, проявлять инициативу и творческую активность, действовать изобретательно и нестандартно.

Будущие специалисты должны научиться воспринимать новое, развивать у себя креативное мышление, умения действовать творчески, открывая новые горизонты познания и творчества. Использование дидактических технологий и методик творческой работы в учебном процессе стимулируют возникновение потребности в постоянном обновлении и изменении мировосприятия студентов. Сочетание учебного процесса с научным поиском служит важным условием развития креативности и становления творческого потенциала будущего специалиста.

Развитие креативности как основы творческого потенциала будущего специалиста обеспечивается возможностью перехода к реализации инновационного высшего образования, предусматривающего активизацию творческих действий студентов, развитие их креативных способностей и возможностей, овладение ими методикой нововведений в профессиональной сфере и выработки креативного стиля мышления на базе фундаментальной профессиональной подготовки.

Список литературы

  1. Андрюхина Л.М. Культурная топология креативности: возможности человека XXI века// Образование и наука. 2012. № 3. С. 3-16.

  2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности// Вопросы образования.2004. №2. С.46-68

  3. Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты, СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. – 78 с.

  4. Бабаева, Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности // Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html.

  5. Можиловская И.М. История проблемы одаренности [Электронный ресурс] // Научно-теоретическая конференция «Проблемы одаренности учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории // Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО». – 2017. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students

Просмотров работы: 168