ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Барышева К.Е. 1, Постникова М.А. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир каждый день динамично меняется, появляются новые технологии, открытия, модернизируется техника. Все это побуждает человека совершенствовать свои знания и умения, чтобы идти «в ногу со временем». На сегодняшний день, обучение на протяжении всей жизни является необходимым для каждого человека, который хочет оставаться востребованным, теоретически и практически подготовленным.

Становление глобальной экономики, основанной на знаниях, сделало особо актуальным во всем мире процесс обучения. Во многих странах становится необходимостью получать и применять новые знания на протяжении всей жизни. Это происходит в связи с тем, что развивается быстрый темп введения новых технологий, ноу-хау, различных инноваций, которые являются двигателем эволюции и источниками экономического роста и развития.

На сегодняшний день экономика, основанная на знаниях, развивается со стремительной скоростью, поэтому люди сталкиваются с некоторыми трудностями. Для того чтобы их преодолеть, человеку необходимо приобретать новые знания и навыки. Обучение людей требует более масштабного распространения новой модели образования и профессиональной подготовки - концепции обучения на протяжении всей жизни. Для этого необходимо провести кардинальные изменения в образовательной политике.

Традиционные модели обучения отличаются от методов непрерывного образования во многих важных аспектах.

Традиционное образование характеризуется тем, что:

1) источником знаний является педагог;

2) контроль и оценка результатов освоения учебного материала являются препятствием к переходу обучающегося к другим предметам обучения;

3) все учащиеся занимаются одной деятельностью;

4) педагоги проходят только базовую подготовку, а остальные необходимые навыки приобретают «без отрыва от производства»;

5) «хорошие», с точки зрения проведенного контроля обучающиеся, отбираются и получают возможность для продолжения обучения.

Обучение на протяжении жизни имеет иные характеристики:

1) в центре такого обучения — творчество, практика, анализ и синтез знаний;

2) педагоги направляют к источникам информации;

3) в процессе данного обучения разрабатываются индивидуальные планы обучения;

4) педагоги сами обучаются на протяжении жизни, расширяя и постоянно пополняя, свои базовые профессиональные знания и умения;

5) обучение происходит посредством осуществления какой-либо конкретной деятельности;

6) обучение происходит в группах и люди учатся друг у друга;

7) с учетом индивидуальных способностей производится оценка результатов для разработки дальнейшей стратегии и возможных направлений обучения;

8) люди имеют доступ к обучению на протяжении всей их жизни и могут в любой момент войти и выйти из данной системы [3].

Обучение на протяжении жизни – это обучение с раннего детства и до глубокой старости. Оно включает формальную, неформальную и информальную формы обучения (рис.1).

Рис.1 Концепция обучения на протяжении жизни [4, стр. 32]

  • Под формальным (академическим) обучением понимаются структурированные программы, признанные официальными образовательными системами и ведущие к получению документов, подтверждающих факт данного обучения.

  • Неформальное обучение содержит структурированные программы, формально не признанные национальными системами (например, обучение в начале трудовой деятельности на рабочем месте).

  • Информальное обучение подразумевает под собой неструктурированное обучение, которое имеет место повсюду (в семье, в сообществе, на рабочем месте), а также обучение во время выполнения работы [4, стр. 31-32].

Страны, которые стремятся быть конкурентоспособными в мировой экономике, основанной на знаниях, испытывают необходимость в обучении на протяжении всей жизни. Такими странами являются Россия и страны Европы, в которых главными функциями данной концепции являются:

  • подготовка высококвалифицированных специалистов, которые способны ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельное приобретение необходимых знаний, которые возможно будет применить и найти им свое место на протяжении всей жизни;

  • умение увидеть возникающие проблемы и найти пути рационального их решения, используя современные технологии;

  • проявление прогрессивного мышления;

  • способность к непрерывному самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни.

В связи с этим, довольно очевидна необходимость формирования стремления к обучению в течение всей жизни у будущих высококвалифицированных специалистов как фактора их конкурентоспособности и значимости на все более глобализирующем рынке труда [2, стр. 2].

Однако обучение важно и по другим причинам. Повышая способности людей полностью удовлетворять требованиям и полноценно функционировать, образование способствует уменьшению преступности, большему социальному единству и равенству, более законному распределению доходов и снижению уровня бедности [4, стр. 17].

Для того чтобы не произошло роста разрыва в технологиях и в навыках между развитыми и развивающимися странами, последним необходимо создавать возможности для обучения на протяжении всей жизни.

Обучение на протяжении жизни является решающим фактором для конкуренции в условиях глобальной экономики. На современном рынке труда более конкурентоспособен будет тот работник, который периодически пополняет свои теоретические и практические знания и навыки, а также сможет с легкостью справиться со всеми заданиями и требованиями, предъявляемыми к нему [1]. Следовательно, в данной ситуации он будет участником обучения на протяжении всей жизни.

Таким образом, образование на протяжении всей жизни является основополагающим фактором развития в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях. Современная экономика предъявляет новые требования к системе образования и подготовке кадров, что вызывает необходимость приобретать новые знания и навыки и оставаться актуальной концепции обучения на протяжении всей жизни.

Список литературы

  1. Андрюхина Л.М. Перспективы развития профессионального образования и перспективные компетенции XXI века. В сб: Европейские научные исследования. - Сб. статей III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 150-155.

  2. Нигматуллина И.А. Формирование готовности к обучению в течение всей жизни // Казанский педагогический журнал. – Казань: Изд-во «Магариф», 2009. №11-12. – 157 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpfu.ru/staff_files/F1384403428/monografiya.Nigmatullina.I.A..pdf

  3. Обучение на протяжении всей жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://praktiks.com/obuchenie_na_protyazhenii_vsey_zhizni

  4. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/278200-1099079877269/547664-1099079984605/LLL_KE_Russian.pdf

  5. Экономика, основанная на знаниях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4168917/page:3

Просмотров работы: 516