ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лошкарева Ю.А. 1, Черепанова М.М. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном общественном развитии определяющим фактором стал интенсивный переход от индустриального к постиндустриальному сообществу. Нынешняя глобализация несет существенные перемены во всех сферах деятельности. Система профессионального образования не является исключением.

Совершенствование системы профессионального образования является необходимым условием социального роста и развития общества. Возможность получить качественное профессиональное образование продолжает оставаться одной из наиболее важнейших жизненных ценностей граждан, фактором, решающим социальную справедливость и политическую стабильность.

В современных условиях жизни возникает необходимость создания гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой человек имеет доступ ко всем информационным ресурсам и базам данных, непрерывно повышать профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

Развитие новых телекоммуникационных систем привело к появлению дистанционных образовательных технологий, под которыми понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [1, с.20].

Очевидное достоинство дистанционного образования – позволяет построить практически для каждого обучающегося свою индивидуальную образовательную траекторию, успешно пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.

Дистанционное образование позволяет решать такие задачи, как доступность образования; создание системы непрерывного образования; обеспечение функциональной грамотности населения; предоставление обучающим и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности и др. [2, с. 55].

Дистанционное образование имеет свои преимущества. Создается возможность полнее реализовать гуманистические принципы и принципы социальной справедливости, согласно которым никто не должен быть лишен возможности получения образования по какой-либо причине (бедность, географическая или временная изолированность, социальная незащищенность и невозможность посещать образовательные учреждения в силу занятости производственными и личными делами или физических недостатков и др.).

Перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий связаны с развитием компьютерных телекоммуникационных сетей, использованием мультимедийных технологий при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса, развитием интерактивного сетевого взаимодействия (видеоконференции, форумы, электронные семинары и др.).

С.А. Дятлов, А.В. Толстопятенко в своей статье говорят о том, что наибольшие перспективы дистанционного обучения связаны с интеграцией телекоммуникационных и компьютерных Интернет-технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконференции. Интерактивная обучающая видеоконференция – одна из наиболее передовых технологий дистантного обучения и обеспечивает распределенную онлайновую связь обучающих и обучаемых, независимо от их пространственного и географического местоположения. Интерактивная мультимедийная видеоконференция позволяет обеспечить технические условия организации глобальной образовательной сети распределенной аудитории обучающихся. Объединение сотрудников университетов универсальными цифровыми информационными магистралями ведет к формированию глобальной универсальной образовательной сети гипермедиа, объединяющей обучающих и обучаемых, потребителей и производителей знаний [5].

По мнению кандидата педагогических наук Грибан О.Н. технология видеоконференций используется преимущественно при дистанционном обучении, для общения студентов с преподавателем и устранения дистанционных барьеров между преподавателями различных вузов и обучаемыми. Также видеоконференцию применяют и для донесения учебной информации до студентов, которые по состоянию здоровья не могут присутствовать в образовательном учреждении. Кроме этого, данная технология дает возможность студентам, особенно изолированным географически или экономически, получать знания, доступные только в географически удалённых учебных заведениях. С использованием технологии видеоконференцсвязи студенты могут посетить практически любую точку в мире, не выходя из аудитории, поддерживать связь с другими обучаемыми и преподавателями. Дистанционное образование стало весьма популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости, так как осуществляется с помощью персональных компьютеров, телекоммуникационных технологий и средств [4].

Стремительно растет популярность формы дистанционное образование – массовые открытые онлайн курсы (МООС). Идет прямое «тяготение» к новейшим мультимедийным технологиям (применение HD видео, 3D-миров, дополненной и виртуальной реальности, cave-технологий, элементов геймификации), усиление интерактивной и коммуникативной составляющих обучения. Это открывает «физический» доступ к современным образовательным возможностям. Множество людей со всего мира ощущают настоящую потребность в образовании высокого качества. Тем не менее ведущие университеты мира не успевают за спросом на образование такого уровня. Так, например, Гарвард принимает только около 6 % от подавших заявки на обучение, при том, что около 80 % абитуриентов формально соответствуют критериям университета. Поэтому для подавляющего большинства мотивированных студентов со всего мира массовые онлайн курсы становятся реальным альтернативным вариантом традиционным образовательным программам в получении новых знаний и освоении новых специальностей» [6, с. 31].

Однако массовые онлайн курсы имеют значительный недостаток. Организация МООС вытесняет присутствие реального человека из многих ситуаций общения. Так, если еще в 1990-е гг. он-лайн курсы строились на том, чтобы предоставить участникам возможность прямого контакта с преподавателем, то стремительными темпами развивающиеся по всему миру МООС «не предполагают такой возможности, так как ни один человек физически не сможет полноценно поддерживать связь с десятками тысяч студентов. В этих условиях ключевым фактором успешности курса является его дизайн: курс должен быть спроектирован так, чтобы студент смог изучить материал без участия преподавателя [3, с. 10].

В целом на том уровне развития, на котором сегодня находится дистанционное образование, оно сконцентрировано преимущественно на приобретение знаний, и мало проявляется внимания воспитанию и социализации личности, то есть оно в большинстве случаев подходит для получения дополнительного образования и повышения квалификации.

Андрюхина Л,М. В своей статье пишет, что образование – особая сфера кoммуникации. В ней представлены не только процессы передачи информации. Наряду с этим в ней всегда важен момент присутствия. Присутствие яркой личности становится катализатором событийности, когда процесс обучения перестает быть простой формой передачи знаний, но становится интеллектуальным и личностным событием [3, с. 13].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что перспективы развития дистанционного образования связаны с использованием телекоммуникационных технологий, современных технологий телеприсутствия, позволяющих сохранить все нюансы реального личностного общения посредством телекоммуникаций.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015): [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант Плюс». С. 140. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  2. Алешина С.А., Заир-Бек Е.С., Иваненко И.А., Ксенофонтова А.Н. Педагогика профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, – 2013. – 84 с.

  3. АндрюхинаЛ.М. Перспективы социально-профессиональной мобильности в контексте инновационных изменений образовательного ландшафта [Электронный ресурс]/ Л. М. Андрюхина. C. 9-14. Режим доступа: file:///C:/Users/E0F1~1/AppData/Local/Temp/Rar$DIa0.340/elibrary_22219874_97825753.pdf

  4. Грибан О. Н. Новые информационные технологии в процессе обучения истории: анализ образовательной практики [Электронный ресурс]/ О. Н. Грибан. Режим доступа: http://griban.ru/blog/23-novye-informacionnye-

  5. Дятлов С.А., ТолстопятенкоА.В. Интернет-технологии и дистанционное образование[Электронный ресурс]/ С. А. Дятлов, А. В.Толстопятенко. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/5491cb9cc7302126c32569ee003e7b2a

  6. Конанчук Д. С., Волков А. Е. Эпоха «гринфилда» в образовании. – Москва, – 2013. – 52 с. [Электронный ресурс]/ Д. С. Конанчук, А. Е. Волков. Режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf

  7. Симоненко В. Д., Ретивых М. В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение». – Брянск: Издательство Брянского государственного университета, – 2003. – 174 с.

Просмотров работы: 184