ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Андреева О.Н. 1, Новокрещенкова А.С. 1
1Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время все более популярным становится получение профессионального образования через сеть Интернет. Можно спокойно отдаваться работе и одновременно учиться, повышая свою квалификацию. Дистанционное обучение (ДО) очень специфично и имеет огромное количество проблем, которые необходимо выявить и предложить пути их решения. В этом и заключается актуальность данной работы.

Итак, что же такое дистанционное образование? Ст. 16 Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ гласит «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[2].

«По данным EduMarket, в 2016 году объем российского рынка онлайн-образования составил 20,7 млрд руб., или 1,1% от всего объема рынка (см. Рис. 1).

Наиболее востребовано дистанционное образование в сфере языкового обучения и получения дополнительных профессиональных навыков – здесь его доля составляет около 7% от всех имеющихся на рынке программ. Достаточно популярно оно и среди школьников, но опять же как дополнительная возможность изучения тех или иных предметов (2,7% всех программ). В сфере высшего образования онлайн-курсы занимают всего 1,8%. По мнению экспертов, рост интереса государства к онлайн-обучению и принятие программы СЦОС будет способствовать повышению доверия образовательных организаций к инновационной форме получения знаний и может привести к более широкому распространению дистанционного образования в России.» [3]

Рис. 1 Объем российского рынка онлайн-образования [3]1

Главной целью дистанционного обучения является подготовка и переподготовка кадров непосредственно по месту жительства либо по месту временного пребывания в удобное для обучающихся время [1].

Необходимость дистанционного обучения заключается в том, чтобы обеспечить возможность любого человека, в том числе людей с ограниченными возможностями, получить доступное и высококачественное образование.

Достоинствами ДО можно назвать:

  • Гибкость графика обучающегося;

  • Индивидуальное обучение;

  • Совмещение учебного процесса с профессиональной деятельностью;

  • Экстерриториальность, то есть расстояние между преподавателем и обучающимся не является проблемой для эффективного процесса обучения;

  • Относительно высокая рентабельность по соотношению цена-качество;

  • Активное использование компьютерных технологий;

  • Асинхронность процесса преподаватель-обучающийся. Преподаватель и обучающийся могут реализовывать дистанционные технологии в любое удобное для обоих время;

  • Более широкие возможности работы с материалом;

  • Возможность обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.

У любой формы обучения имеются недостатки и дистанционное обучение не исключение. К первому и самому главному недостатку относится отсутствие личного контакта с преподавателем. Из первого вытекает сам по себе следующий - недостаток практических знаний. Отсутствие постоянного контроля за обучающимися является следствием того, что обучающиеся находятся на значительном расстоянии от преподавателя. Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей, также отсутствие веб-камер у обучающихся затрудняют идентификацию личности при проверке знаний, выполнении требований, то есть любой может прийти и пройти различные тесты, контрольные работы. Следующим недостатком является ограниченный список специальностей, по которым можно обучаться дистанционно. Также не все учебные заведения могут позволить себе высокотехнологичную учебно-материальную базу, что является существенным недостатком в области дистанционного образования.

Существуют возможные пути решения проблем и преодоления недостатков дистанционного обучения:

  1. Необходимо изучить программу высших учебных заведений, которые осуществляют дистанционное обучение. Провести исследование форм получения образования и ресурсного оснащения с учетом особенностей дистанционного обучения.

  2. Разработать предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство об образовании и нормативные требования к вузам, осуществляющим подготовку специалистов по разным формам получения образования

  3. В целях дальнейшего развития дистанционного образования необходимо развивать научное направление, т.е. разработка научно-методических проектов или научно-исследовательской работы по наиболее важным проблемам использования дистанционных образовательных технологий.

  4. Необходимо определить учебные дисциплины в очной или заочной форме обучения, по которым возможно дистанционное обучение или использование его элементов.

  5. Необходимо адаптировать учебные задания для электронных учебников при дистанционном обучении.

  6. Разработать единую систему управления обучением, которая будет основой системы управления дистанционной учебной деятельностью.

Таким образом, дистанционное обучение – это важное и значимое направление в системе образовании, требующее дальнейшего развития и представляющее собой личностно-ориентированную систему форму обучения. Использование дистанционных образовательных технологий способствует постоянному образовательному развитию личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 495-498.

  2. Статья 16 Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ.

  3. Электронный ресурс: URL:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Онлайн-образование_(рынок_России)#EduMarket (Дата обращения – 1.11.2017)

1 (Электронный ресурс: URL:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Онлайн-образование_(рынок_России)#EduMarket (Дата обращения – 1.11.2017))

Просмотров работы: 192