Изучением технологии проблемного обучения занимались и такие отечественные исследователи, как П.Л.Капица, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкина, Т.И. Шамова [1,2,3,5] и другие. Анализируя их работы, можно ещё раз удостовериться в том, что данная технология способствует развитию важных качеств: гибкость ума, сообразительность, упорство и помогает учиться находить выход в нестандартных ситуациях. Исследования по данному вопросу ведутся активно и по сей день, но уже другими представителями науки.
Технология проблемного обучения реализуется через определенную ситуацию-проблему, описание которой вызывает у учащихся состояние психологического дискомфорта вследствие того, что имеющиеся накопленные знания и умения не позволяют её разрешить привычными способами. Преодоление конфликта на психологическом уровне позволяет дать правильные ответы на заданные вопросы, самостоятельно обработав большой массив информации и найдя в нём ключевые мысли.
«В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия словосочетанию «технология проблемного обучения»:
проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип проблемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему» (Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий») [4, с.140].
В современном понимании технология проблемного обучения трактуется как такой тип развивающего учебного процесса, при котором педагогом формулируется спорная ситуация, а учащиеся осуществляют активную самостоятельную деятельность по поиску решений данной задачи. Применение проблемного обучения требует и развивает у учащихся повышенную активность мыслительных операций.
Задаваемые ситуации могут быть разного характера и различаться по уровню сложности проблем, интересности преподносимого материала и другим особенностям. По своему содержанию проблемные ситуации могут быть научной (исследования, эксперименты, самостоятельное выведение законов, формул, доказательств), практической (в основе лежит способность применять полученные знания на практике) и художественной (решение проблем посредством рисования, музицирования, творчества в целом) направленности.
Структура применения проблемного подхода состоит из нескольких этапов:
постановка педагогической проблемы в форме вопросов, предположений, гипотез, исторических или научных фактов;
выполнение заданий учащимися. На данном этапе учитель оказывает незначительную помощь, задавая наводящие вопросы;
поиск решения проблемы, сопоставление имеющихся фактов, преодоление противоречий;
составление решения заданной проблемы, переход к решению, его обоснование;
анализ (контроль) полученных результатов.
Применение проблемного подхода для эффективного обучения подразумевает не только перестроение содержания и адаптацию учебного плана по дисциплине, но изменение методов работы. Особенности данного способа обучения проявляются именно в этих преобразованиях и ином подходе к каждому учебному занятию. Знания по предмету ученикам не передаются педагогом в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно посредством ситуации – главная идея технологии проблемного обучения.
Стоит отметить, что для успешной реализации проблемного обучения важны следующие факторы:
разработка и построение системы актуальных для современного этапа проблемных ситуаций;
разработка проблем определенной направленности и учёт их особенностей в разных видах работ;
личностный подход преподавателя.
Решающим фактором в применении данной технологии с целью получения новых знаний, умений и навыков у обучающихся является преподаватель. Именно от того, как он организует учебный процесс, каким образом структурирует и представит преподаваемую дисциплину в виде проблемных ситуаций, зависит способность и желание учащихся находить пути решения заданных проблем. Для успешного применения педагогом в своей профессиональной деятельности концепции проблемного обучения ему требуется решить ряд задач, в число которых входит детальное осмысление всего курса и грамотное преобразование требуемых для изучения тем в проблемную ситуацию, которая способна вызвать дискуссии и сподвигнуть студентов самостоятельно решать заданные проблемы.
Проблемное обучение является весьма эффективным: постоянная постановка задач для решений обеспечивает развитие эрудированности, способности систематизировать и накапливать знания, формирует нестандартное мышление, позволяет увидеть ситуацию в разных аспектах и находить множество способов разрешения той или иной проблемы. Преодоление препятствий – главный ключ к развитию личности.
Для современного профессионального образования технология проблемного обучения играет значительную роль: обращение современной дидактической науки к проблемному обучению было призвано разрешить противоречия между теми знаниями и умениями, которые даются студенту в рамках учебной программы, и теми, которые требуются в будущей практической деятельности. Появление этих противоречий есть результат применения традиционных методов обучения - им присущи такие недостатки, как отсутствие умственной нагрузки и интеллектуальная пассивность учащихся.
Технология проблемного обучения при правильном и систематичном её применении позволяет приблизить студентов одновременно к получению необходимых теоретических знаний по направлению своей подготовки и выработать у них способность к самообразованию и совершенствованию этих знаний, а также наиболее комплексно и глубоко овладеть принципами учебного предмета и развить свои профессиональные способности.
Использование проблемного подхода в профессиональном образовании, как неотъемлемой части ФГОС нового поколения, помогает в полной мере сформировать требуемые компетенции учащихся и развить у студентов способность к самоменеджменту – необходимому качеству будущего специалиста в современных условиях. Результатом применения проблемного метода является умение студентов определять проблему, ставить перед собой цель, осуществлять самостоятельный контроль своей работы, а также выбирать эффективные методы для ее выполнения.
Проблемное обучение решает следующие задачи:
формирование самостоятельности у студентов;
развитие мышления;
повышение интереса и мотивации к обучению;
развитие творческих способностей;
приобщение с исследовательской деятельности;
развитие коммуникативных компетенций.
Однако в чистом виде применение концепции проблемного обучения практически невозможно, так как некоторые факты учащиеся должны усваивать с помощью традиционных методов обучения, что не позволяет в полной мере реализовать замысел по развитию творческой, разносторонней личности с высоким уровнем интеллекта. Более того, многие педагоги при использовании технологии проблемного обучения в своей профессиональной деятельности сталкиваются с некоторыми трудностями: сложность в выявлении и формулировке проблемы, повышенные затраты времени при подготовке к занятию, изначально разный интеллектуальный уровень студентов, недостаточность в обеспечении материальной базы.
Разрешение и преодоление вышеперечисленных трудностей при реализации технологии проблемного обучения позволит значительно повысить результаты освоения образовательных программ и активизировать способности студентов.
Список литературы
Ларькина Т. В. Технология проблемного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. , с.198 - 200
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., «Педагогика», 1975 г. 356 с
Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. Кн 1/ Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 300 с
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т 1.– М.: Народное образование, 2005. - 556 с
Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении./Вст. ст. С.Г. Воровщикова / Серия. Школа Управления. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с