СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА

Машьянова В.В. 1, Засыпкина А.А. 1
1ФГАОУ «Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день особенно остро поднимаются вопросы обучения, воспитания, развития и взаимодействия человека, который способен действовать не по шаблону, а самостоятельно, имеющего «своё мнение». Остро встают вопросы образования, взаимодействия педагога и ученика. Задача образования сформировать ученика, который способен мыслить критически, действовать не по шаблону, брать на себя ответственность и инициативу. Поэтому всеобщее внимание педагогического сообщества к совершенствованию целостного педагогического процесса и всех его социальных институтов вполне закономерно.

В связи с совершенствованием образования в процессе развития и становления личности ребенка в современных условиях особая значимость придается сотрудничеству взрослых и детей. Сотрудничество можно рассматривать как особую форму демократизации и гуманизации их взаимоотношений, организации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает активность и взаимодействие обеих сторон.[1] Воспитание демонстрируется не как назидание учителем ученику, а как открытый диалог между обеими сторонами. Совместная работа всегда сопряжена с позицией учителя по отношению к ученику, которая чаще всего обозначается как партнерство. Сотрудничество подразумевает усиление взаимодействия в образовательном процессе, деловые и базирующиеся на доверии отношения между педагогом и учеником.

Актуализация вопроса сотрудничества в настоящее время не случайна. Это обусловлено тремя факторами: 1) социальными и педагогическими процессами, которые происходят в обществе; 2) состоянием практики педагогов; 3) инновационным поиском педагогов-практиков.

В 80-е гг. XX века большую популярность получила педагогика сотрудничества, идеи которой актуальны и на сегодняшний день. Исследование работ педагогов-новаторов и статей об этой теме демонстрирует то, что педагогика сотрудничества – это основное направление гуманной педагогики развития. Смысл состоит в вовлечении обучающихся в активные труд и совместную работу, когда каждый педагогический шаг проверен на гуманность и развитие.

Обзор концептуальных мыслей педагогов-новаторов, работающих в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, вносивших инновации в учебно-педагогический процесс, опираясь на требования времени гуманистической педагогики (В. Ф. Шаталова, И.П. Иванова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончарова и др.), дает возможность установить, что концепция любого их них представляется инноваторской, целой и единой гуманистической концепцией обучения и развития детей. В тот период возникновение гуманистической педагогики, выступающей против бюрократии и лицемерия, носило революционный характер. На встречах 1986-1988 гг. педагогами различных дисциплин, преподававших в разных городах было решено, что педагогика сотрудничества – открытая программа. Ее задача – творчество всех учителей. Она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.

В целостном педагогическом процессе все педагоги-новаторы выделяют основную категорию воспитания, обучения и становления личности – «сотрудничество», при осуществлении которого педагоги и ученики представлены субъектами образовательного процесса. Педагогика сотрудничества подразумевает личностный подход к ребенку. Это выражается в учете индивидуальных качеств учащегося, который получает оценку в зависимости от своей работы, инициативы и способностей, выбирает задачи согласно собственным возможностям. Педагоги-новаторы оценивали гармоничное развитие личности ребенка, как цель педагогического и образовательного процесса. Первой целью школы, согласно их мнению, является развитие обучающегося для того, чтобы он самостоятельно имел возможность и хотел получаться, знания, умения и навыки, а также совершенствовать свои возможности. Современные учителя-практики, как и учителя-теоретики выделяют такие основные признаки понятия «педагогика сотрудничества» как: субъектная позиция участников целостного педагогического процесса, гуманизм; развитие личности; взаимодействие, взаимопомощь, взаимопонимание; диалогичность общения, коллективизм; комфортность условий для саморазвития и самореализации, равноправная позиция всех субъектов.

Идея творческого самоуправления рассматривается педагогами-новаторами как атмосфера сотрудничества, заставляя ребят искать помощи у старших друзей. Педагоги-новаторы выступают против школьных оценок, потому что они не всегда помогают в формировании отношений сотрудничества, в привитии заинтересованности к предмету. Следует отметить, что педагогика сотрудничества -это не только совместная работа учителей с детьми и коллегами, но и с родителями, которые должны быть союзниками в воспитании ребенка, что является важным шагом на пути формирования личности. Сотрудничество заключается не только в процессе обучения: товарищеское обогащение, духовное проникновение в мир друг друга, обмен ценностями.

Целью педагога является понимание интересов учащегося, помочь ему правильно, с научной точки зрения осознать их, осуществлять с ним диалог, помогать ему в становлении личности. На уроках он старается обучить каждого, направляя детей на успех, способствуя организации гуманистических отношений, учится у себя и у своих учеников, а не подражая методам обучения других. Таким образом, самообучение и саморазвитие учителя - важная составляющая целостного педагогического процесса, основанного на совместной работе и сотворчестве.

На самом деле, содержание и методы работы педагогов-новаторов отличаются, но все равно они связаны одной целью: воспитанию, обучению и развитию детей на основе принципов педагогики сотрудничества. Ш. А. Амонашвили и С. Н. Лысенкова занимались вопросами обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста, имеющего свои особенности. [3, 6]Ш. А. Амонашвили исследовал формирование личности детей шестилетнего возраста. Он научно доказал и опробовал в школьной практике принципы, условия и сущность работы с учащимися младших классов. Ш. А. Амонашвили полагает, что совместная работа педагогов и учащихся будет удачной, если учитель сможет заслужить любовь детей, не позволять себе сравнения, слышать их и быть посредником между ними и учебным материалом. [3]

Анализ деятельности В. Ф. Шаталова, направленной на успешное обучение, демонстрирует, что методическая система позволяет ликвидировать перегрузки школьников. В. Ф. Шаталов активно применяет опорные сигналы, различные формы опроса, разные типы уроков и т. д. Основными принципами В. Ф. Шаталова можно назвать следующие принципы: ведущая роль теоретических знаний; систематичность в работе над разноплановым материалом; возможность исправления оценки в любое время; отсутствие наказаний за ошибки; принцип гуманизма как основа формирования высоконравственных качеств личности школьников в процессе учебной деятельности. [7]

Т. И. Гончарова, являясь учителем истории, создала методику, которая способна помочь школьникам понять себя и окружающий мир через активный разговор с прошлым, пробудить историческую память. Т. И. Гончарова считает, что уроки истории помогают ребятам осознать, проанализировать события прошлого и использовать их в настоящем. Она полагает, что урок является коллективной работой, партнерством в поисках ответа на вопросы, диалогом учителя и ученика.

Все педагоги-новаторы имеют схожесть в суждениях, что коллектив - важная составляющая целостного педагогического процесса, но больше всего эту мысль развил создатель «Педагогики общей заботы» И. П. Иванов. Он обозначил пути совершенствования общественной жизни школьников, формирования личностей, способных работать в коллективе, активизации личной и коллективной заботы детей об общем благе. Необходимо заметить, что методика И. П. Иванова в большей степени нацелена на воспитание.

Таким образом, анализ трудов педагогов- новаторов демонстрирует, что в обучении, воспитании и формировании учащихся в настоящее время необходимо опираться на разработанные ими принципы, методические идеи и советы, которые в условиях нового времени созвучны с принципами гуманизации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время педагогика сотрудничества применяется в России. Активно используется технология обучения по конспектам опорных сигналов. В конспекте с опорными сигналами учителя используют символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания), рисуночные (пиктограммы), условно-графические (фрагменты карт, схем, планов местности) знаки. Разновидностью опорных сигналов являются иконические модели, или пиктограммы, изобретенные последователями шаталовского метода. Иконические модели – это понятные, простые, доступные «рисунки, схемы, на которых обозначаются те стороны изучаемых понятий, явлений, на которые нужно направить мысль и внимание школьника» во время объяснения нового материала.

По методике Иванова, разнообразные формы учебно-воспитательного процесса (посещение театров, музеев, круглые столы, дискуссии, коммунарские сборы) дают возможность совместной деятельности различных групп воспитательного процесса – учителя, родители, ученики разных возрастов. Ученики могут сплотиться во время выполнения коллективного творческого дела, обменяться опытом, повторить материал в игровой форме. Многие школы выпускают журналы, дневники, летописи. Вклад в создание вносят ученики, родители, учителя и бывшие учащиеся. Журналы позволяют обмениваться опытом, впечатлениями, интересами, развивают творческие способности.

На развитие личности положительно влияет педагогика общей заботы - взаимодействие различных возрастных групп. Примером таких групп являются коммунарские, лидерские, лагерные, выездные сборы. Сборы могут длиться пару дней или одна-две недели, проходят в школе или лагере, лесу. Все ребята делятся на временные группы, в каждой из которых избирается командир. По содержанию сборы также различные: экскурсии, занятия, игры, операции помощи и заботы, творческие дела, приносящие пользу и радость. На сборах осуществляется самоуправление.

На идеях педагогики сотрудничества основана работа многих образовательных учреждений, которые прошли свой долгий путь от недружных учительских, ученических и родительских коллективов, с большим количеством «трудных» подростков до единого школьного коллектива учителей, родителей, детей и всех тех, кто активно взаимодействует со школой, являясь ее другом, помощником, сотрудником. Следовательно, идеи педагогики сотрудничества актуальны, современны и значимы для модернизации обучения, воспитания и развития детей в современных условиях и реализуются через последовательное включение детей в обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, взаимодействие с родителями и подготовку будущих педагогов.

Список литературы

    Л.К. Гребенкина, Н.А. Копылова. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт) Монография. - Рязань 2010. - 224 стр.

    Н.А. Копылова. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007.

    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск 1990.

    Андрюхина Л.М. Культурная топология креативности: возможности человека XXI века// Образование и наука. 2012. № 3. С. 3-16.

    Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.

    Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар 1989.

    Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990, С. 159.

Просмотров работы: 299