Становясь центральным феноменом культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностного личностного начала в человеке. Несмотря на это, среднее профессиональное образование все еще испытывает сложности в применении личностно-ориентированного обучения.
Для того чтобы лучше понять сложившуюся концепцию образования рассмотрим основные идеи авторов личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская).
Ссылаясь на работу Серикова В.В., можно сказать, что в России преобладает традиционная система образования, в которой не воспринимается целостная личность студента. Педагог воспринимает лишь заданные параметры: успеваемость, поведение, исполнительность.
В.В.Сериков рассматривает особенности реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплинах, роли учителя, а также управление образовательным учреждением в условиях личностной парадигмы.
Суть концепции – создание условий для проявления личностных функций учащегося: мотивации, критичности, рефлексии, творчества, самореализации, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями и др.
Личностно-ориентированный подход в концепции В.В.Серикова понимается как совокупность основополагающих принципов [5,с.19-20]:
1) этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанника;
2) принцип свободы личности в образовательном процессе;
3) принцип индивидуальности в образовании;
4) построение педагогического процесса, ориентированного на развитие личностных свойств учащегося.
Личностно-ориентированная педагогическая ситуация в концепции В.В.Серикова – это «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [4,с.89]. Автор считает, что именно в такой ситуации формируется субъектный опыт учащегося, и без создания таких ситуаций личностно-ориентированный подход не может реализовываться.
В концепции личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской заложен принцип культуросообразности, основой которого является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Обсуждаются и утверждаются гуманистические ценности воспитания, рассматривается возможность новой трактовки детства как самостоятельного периода жизни человека, закладываются основы нового направления в педагогической науке, которое можно определить, как педагогику личности.
По мнению Е.В.Бондаревской, личностно-ориентированное образование – это «образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы» [1].
Основной целью образования, по мнению Е.В.Бондаревской, становится воспитание человека культуры. Это означает, что основным методом проектирования такого образования должен стать культурологический подход. Компонентами такого подхода в образовании выступают: отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой; отношение к образованию как культурному процессу.
В условиях реализации такого подхода изменяются личностные качества, которые необходимо формировать в процессе обучения. Е.В.Бондаревская заменяет понятие «личность» на понятие «человек культуры». Человек культуры – свободная, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность [1].
Гуманность, по мнению Е.В.Бондаревской,«вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств» [1,с.11].
По мнению Е.В.Бондаревской, становление человека культуры возможно лишь путем осуществления культурологического индивидуально-личностного подхода. Альтернативой знаниево-ориентированному подходу становится культурологическое личностно-ориентированное образование.
В исследованиях Е.В.Бондаревской раскрыты такие основополагающие положения, как:
1. Человек культуры как предмет воспитания.
2. Культура как среда, растящая и питающая личность.
3. Творчество как способ развития человека в культуре.
Наиболее полно и убедительно проблемы личностно-ориентированного образования и обучения разрабатываются И.С.Якиманской, идеи которой легли в основу большинства существующих концепций личностно-ориентированного образования. И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, необходим учебный план, организация условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
И.С.Якиманской сформулированы принципы, в полной мере отражающие философию личностно-ориентированного образования и обучения [3,с.13-14]:
1. Каждый ребенок уникален от рождения
2. Ученик априори является личностью, а не становится ей в результате обучения
3. Образовательное учреждение должно развить обучающего, создать условия для развития способностей ребенка
4. Образовательное учреждение и педагог должны искать индивидуальный подход к каждому обучающемуся
Целью личностно-ориентированного обучения в концепции И.С. Якиманской является создание условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося.
И.С.Якиманская выдвигает понятие «способ учебной работы (СУР)» для реализации субъектно-личностного подхода в обучении. СУР, считает исследователь, есть «устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, характеризующее индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы» [6,с.27-28]. По мнению И.С.Якиманской, при СУР формируются познавательные потребности, а, следовательно, проявляется накопленный учеником опыт познания, субъектный опыт. Прием учебной работы – это правило, алгоритм той или иной деятельности. В отличие от приема способ учебной работы вырабатывается учеником самостоятельно в процессе его взаимодействия с окружающим миром [6,с.29].
Таким образом, главным фактором, способствующим реализации личностно-ориентированного подхода на уроке, по мнению И.С.Якиманской, является опора на субъектный опыт учащегося с целью самостоятельной выработки им способа учебной работы, необходимого для реализации опыта познания, и дальнейшего развития.
Критический анализ работ и исследований этих авторов позволил выявить ключевые положения, являющиеся основой концепций личностно-ориентированного обучения:
1. ЛОО – это обучение, в котором главное это субъективность процесса учения, что противоположно традиционному обучению, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных функций [7,с.65-67].
2. ЛОО – это методология организации условий обучения, предполагающая включение личностных функций субъекта обучения в образовательный процесс.
3. ЛОО – это обучение, при котором стандартом образования является средство, определяющее направление используемого материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.
4. ЛОО – это обучение, критериями эффективной организации которого являются параметры личностного развития.
5. ЛОО – создание условий для активизации личностных функций на основе личностного опыта субъекта учения.
6. ЛОО – это такое обучение, единицей понимания и проектирования которого является учебная ситуация, позволяющая решать задачи процесса обучения, в который включен ученик как субъект деятельности.
Вместе с тем, рассмотренные подходы были разработаны и применяются главным образов в системе общего образования. В профессиональном образовании его реализация сталкивается с определенными трудностями. Недостаточным можно считать уровень концептуальной разработанности модели личностно-ориентированного профессионального образования. Из зарубежных исследований известна только личностно-ориентированная модель обучения взрослых, предложенная американским психологом Д.Колбом. Это, так называемый, цикл Колба - цикл обучения, исходящий из конкретного опыта обучающегося, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.
В России системная модель личностно-ориентированного профессионального образования представлена в работах Э.Ф.Зеера.
Мы согласны с мнением заслуженного деятеля науки РФ, членом корреспондентом РАО Э. Ф. Зеером, в том, что «наиболее слабым моментом в утверждении личностно ориентированного профессионального образования является недостаточная технологическая представленность в практике работы профессионально-образовательных учреждений на теоретическом и методическом уровнях. Актуальным становится проблема практической реализации. А это возможно осуществить совместными усилиями ученых и педагогов нужны опытно-экспериментальные площадки, психолого-педагогические мастерские по уточнению теоретических положений и формированию нового педагогического мышления и получения нового педагогического знания Нужны новые исследователи, не обремененные прошлым научно-педагогическим багажом, способные создать педагогику XXI века» [2].
Э.Ф.Зеер разработал модель личностно-развивающего профессионального образовательного пространства, которая, на наш взгляд, может служить системным руководством для перестройки профессионального образования на основе принципов личностно-ориентированного образования.
Главная задача педагогов в профессиональном образовании состоит в том, чтобы не допустить давление на личность, индифферентность, формальность отношений, поэтому сегодня необходимо создавать условия для реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании (привлекать на добровольной основе студентов к творческой деятельности, активному мышлению и саморазвитию).
Список литературы
Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-66.
Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теория и практика / Э. Ф. Зеер // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: тезисы докладов Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании, 24-28 ноября 1997 г., г. Екатеринбург. В 3 ч. Ч. 1 / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1997. - С. 60-63.
Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии, Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 288с
Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. – 152с.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. – М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. – 272с.
Якиманская И.С Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. – М.:КСП+, 2001. – 128 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь,2000. – 112с.
9