В современном обществе признается равенство всех людей. В законах любого развитого государства закреплены равные для всех права, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Одним из таких прав является право на образование. Однако следует учитывать, что отдельным категориям населения по объективным причинам сложнее реализовывать свои конституционные права. Не допустить дискриминации по отношению к таким людям – важнейшая задача для цивилизованного общества.
При рассмотрении проблемы с точки зрения людей с ограниченными возможностями здоровья, становится понятно, что просто предоставить возможность обучения таким людям не достаточно, необходимо также научить их выражать и отстаивать свои права и предоставить возможность реализоваться в трудовой сфере. Чтобы ощущать себя ценными членами общества, людям с ОВЗ необходимо иметь работу. Решается данная проблема с помощью социальной инклюзии, которая предполагает вовлечение людей с ОВЗ в процесс обучения, производственный процесс и в сообщество.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.
В России концепция инклюзивного образования начала применяться довольно поздно по сравнению с другими странами, в 1990-х годах, сменив концепцию изолированного обучения и «модель нормализации», идеологией которых являлось отношение к людям с ОВЗ как недостаточно полноценным членам общества. В эти годы начали работать первые образовательные учреждения, занимающиеся обучением и социальной адаптацией детей независимо от уровня их психофизического развития. С развитием концепции и ее внедрением в образовательную систему России, становилось понятно, что обучение, основанное на гуманности, взаимоуважении и толерантности, широко востребовано. Спустя время, инклюзивное образование становится приоритетным направлением государственной политики в сфере образования [1, с. 123]. Премьер-министр России Д.А. Медведев высказался по данной теме следующим образом: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы ребята могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных учреждениях и не чувствовали себя изолированными от общества».
Чтобы понять насколько хорошо сегодня в нашей стране реализуется рассматриваемая нами концепция и достигаются ли ее цели, проанализируем систему инклюзивного образования на примере социализации людей с нарушениями слуха, получивших при этом среднее профессиональное образование. Рассмотрение на основании данного уровня образования более целесообразно, потому что оно делает упор на прикладные профессии, что более актуально для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с состоянием здоровья, так как владение профессиональным образованием позволяет получать доход и реализовываться в профессиональной деятельности сразу после окончания обучения.
Проблемы обучения глухих и слабослышащих в условиях инклюзии были подняты на Международной конференции «Проблемы и перспективы инклюзивного образования», прошедшей в Москве в 2015 году. Докладчики отмечали важность жестового языка в образовании глухих, необходимость с детства изучать жестовый язык и лишь постепенно включать детей в совместное обучение. Была затронута тема индивидуального подхода к различным группам инвалидов по слуху. Поспешное объединение образовательных учреждений, без понимания специальных потребностей учащихся приведёт только к снижению качества образования.
Практики и исследователи, выслушав доклады и поделившись своим опытом, выделили следующие проблемы существующей в России системы инклюзивного образования:
Во-первых, для успешного внедрения инклюзивного образования необходимо повышать уровень гуманистической культуры и информировать общество о людях с ограниченными возможностями здоровья. Важно с детства воспитывать к ним отношение, как к равным, ведь жизнелюбие, старание и трудоспособность людей с ограниченными возможностями можно ставить в пример обычным людям. Формирование нового отношения к людям с ОВЗ позволит им лучше ориентироваться в мире и проще устанавливать новые контакты.
Во-вторых, становится ясно, что нынешняя система образования не готова к инклюзии. Нет зрелых программ по инклюзиву, нет программ адаптации, не хватает переводчиков жестового языка; педагоги образовательных учреждений часто не знают, как работать с нестандартным ребенком. Таким образом, создается ситуация, при которой, в соответствии с государственной политикой в сфере образования, образовательные учреждения должны внедрять инклюзию, не имея должного программного и материального обеспечения. Разработка средств, благодаря которым действительно будет обеспечено равенство доступа к информации и образованию, возложена на плечи учебных заведений, а кто, как, на какие деньги, в какие сроки будет разрабатывать эти средства – эти вопросы остаются открытыми [2].
Для объективной оценки инклюзивного образования наиболее важным является мнение самих людей с ограниченными возможностями. В 2016 году кандидатом социологических наук М.И. Ясиным был проведен опрос, целью которого являлось определение уровня удовлетворенности глухих и слабослышащих людей существующим инклюзивным образованием [3, с. 97]. На основании результатов опроса можно сделать следующие выводы:
Лишь 31% опрошенных считает, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к образовательным услугам и информации; более 2/3 сомневаются в том, что инклюзия в принципе на это способна.
Наиболее заметны преимущества инклюзии в плане коммуникации и социальной адаптации – об этом сказали 67% респондентов. По их мнению, инклюзия повышает навыки адаптации и дает опыт жизни в сообществе.
В вопросе, для какого уровня образования инклюзия более подходит, мнения респондентов разделились: 53% ответили, что инклюзия более уместна в ВУЗах и учреждениях СПО, но не в школах; 15% посчитали, что внедрять инклюзивное образование где-либо, кроме ВУЗов не имеет смысла, и еще 12% сказали, что для ВУЗов данное обучение подходит менее, чем для школ и СПО. Основным преимуществом инклюзии опрошенные считают возможность выбрать профессию по своему вкусу.
Несмотря на критику существующего инклюзивного образования, 45% респондентов определенно хотели бы поучиться в условиях инклюзии, еще 27% не отрицали такой возможности.
Таким образом, наиболее полезной для себя глухие и слабослышащие люди считают инклюзию на уровне среднего профессионального и высшего образования.
Необходимо сказать и о перспективах развития инклюзивного образования в СПО. Рассмотрим план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования на 2016-2018 гг. на примере Свердловской области, так как этот регион наиболее актуален для авторов данной статьи. Целями «дорожной карты» являются:
1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной, инфраструктуры в сфере образования;
2) обеспечение условий для беспрепятственного пользования инвалидами услуг в сфере образования;
3) полноценная интеграция инвалидов в общество.
В соответствии с планом, удельный вес объектов инфраструктуры в сфере образования, полностью доступных для инвалидов, от общей численности объектов должен к 2018 году вырасти на 2% по сравнению с 2016 годом. Удельный вес объектов инфраструктуры в сфере образования, на которых обеспечиваются условия информационной доступности для инвалидов с нарушением слуха, от общей численности объектов инфраструктуры в сфере образования должен достичь 7% к 2018 году. Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов должен будет достигать 47,3%. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций должна вырасти с 21 до 25%. Численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 человек) обучающихся инвалидов к 2018 году должна увеличится до 280 человек вместо 180 человек в 2016 году [4].
Среди мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами, запланировано:
– повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций;
– развитие условий для организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими обучающимися (в инклюзивной форме) по адаптированным образовательным программам;
– повышение квалификации тьюторов для реализации мероприятий по вопросам экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
В 2017 году 51 учреждение среднего профессионального образования по всей России осуществляют прием на обучение инвалидов по слуху. В перечне специальностей СПО как технические: слесарь, сварщик, автомеханик, парикмахер, конструктор, так и гуманитарные: дизайнер, специалист по социально-культурной деятельности, сурдопереводчик, экономист, документовед и т.д. [2]. Благодаря тому, что во всех вышеперечисленных образовательных учреждениях в штате имеются сурдопедагоги и переводчики с русского жестового языка, а во многих также действуют центры инклюзивного образования, достигаются достаточно широкие возможности выбора профессии для человека с нарушениями слуха.
При создании условий для обучения людей с нарушениями слуха в настоящее время в СПО создаются адаптированные учебные программы, учащиеся бесплатно обеспечиваются специальными учебными и информационными ресурсами, в том числе, на электронных носителях, существует возможность переноса текущего контроля и промежуточной аттестации и проведение их в дистанционном формате. Также в образовательных учреждениях создаются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения, включая оснащение помещений предупредительной информацией, обустройство информирующих обозначений помещений [5, с. 109].
Если проанализировать рынок труда, то в Общероссийской базе вакансий можно найти более 15 000 рабочих мест по всей стране для людей с нарушениями слуха, имеющих среднее образование. При этом для получивших среднее профессиональное образование доступно более 6 000 рабочих мест. Таким образом, для людей, получивших среднее профессиональное образование, выбор вакансий увеличивается на 40%, что значительно увеличивает шансы успешного трудоустройства и профессиональной самореализации.
Таким образом, мы проанализировали рынок труда для людей с ОВЗ, документы Правительства Свердловской области, а также рассмотрели мнения целевой группы людей, на адаптацию которых и направлена данная концепция.
Из всего вышесказанного следует, что инклюзивное образование в России пока не реализовывается на должном уровне: отчасти из-за недостаточной государственной поддержки, отчасти из-за неготовности к этому самого общества. Сообщество людей с ОВЗ, на которых рассчитана реализация данной концепции, положительно воспринимают грядущие изменения. Благодаря работе правительств субъектов и руководств образовательных учреждений улучшается инфраструктура инклюзивного образования, что в дальнейшем поспособствует увеличению не только доступности, но и качества образования, в частности, в системе СПО.
Список литературы
1. Булавко О. В., Иваницкая М. В., Мурий Н. П. Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации СПО // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 123-125.
2. Официальный сайт «Всероссийского общества глухих» [Электронный ресурс]: URL: http://www.voginfo.ru (Дата обращения: 12.11.2017).
3. Ясин М. И. Отношение глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию // Современное образование. — 2016. — № 3. — С. 94–100.
4. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области от 22 сентября 2015 года N 844-ПП (с изм. на 9 марта 2017 года).
5. Кашапова Л. М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2012. — №1. — С. 105-110.