ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нашем мире в условиях всеобщей глобализации экономика получила новые возможности в сети Интернет. Благодаря новейшим информационным технологиям экономическая деятельность становится более эффективней и прибыльней.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в мировой экономике зародился новый сектор — электронная коммерция, которая является одной из составляющих «новой экономики», обретающая все большую практическую значимость.

Слово "коммерция" означает обмен товара или услуги на деньги. Электронная коммерция – это тот же обмен товара на деньги, только посредством компьютера.

Основные причины слабого развития всех форм электронной коммерции в России, следующие:

1. Отсутствие защиты информации;

2. Неразвитая инфраструктура связи и бизнеса как такового;

3. Плохо функционирующая банковская платежная система;

4. Неразработанная законодательная база и, как следствие – недостаточная открытость и прозрачность бизнеса;

5. Отсутствие дешевого доступа в Интернет;

6. Низкая покупательская способность населения;

7. Недостаточный уровень компьютеризации;

8. Слабые навыки работы с компьютером и Интернетом [1].

Эти факторы пагубнее всего сказываются на развитии сегмента бизнес-потребитель, так как россияне либо мало знают об Интернете, либо не имеют к нему доступа, либо им неудобна пока еще "несовершенная" российская Интернет-коммерция.

Говоря о перспективах развития B2B в России и его влиянии на экономику, следует помнить, что наша экономика еще не вышла на тот уровень конкурентной борьбы, который существует на Западе. В этом заключается основная причина недостаточно быстрого (по сравнению с развитыми странами) распространения электронной коммерции, которое может быть успешным только тогда, когда участники процесса имеют развитую информационно-технологическую базу у себя на производстве. Понятна все возрастающая активность на нашем рынке компаний-системных интеграторов по автоматизации производственных и информационных процессов. Их услуги пользуются в России относительно большим спросом. Тем не менее, Интернет-проекты начали все более активно развиваться и у нас. Уже сегодня практически все западные модели так или иначе работают в российском Интернете.

Какие модели электронной коммерции приживутся у нас в ближайшем будущем? Это – электронные магазины, каталоги, аукционы и биржи. Сейчас ведется работа над созданием ряда вертикальных и горизонтальных порталов. Нам неизбежно придется воспользоваться западным опытом: мы можем быстро и эффективно перенять последние технологии и модели бизнеса в Интернете. Ряд типично российских проблем будет неминуемо подталкивать наш бизнес в Интернет: недостаток в профессиональных посредниках, способных существенно снизить издержки, все еще низкий уровень информационного обеспечения, отсутствие инвестиций в создание дорогостоящих и хорошо функционирующих сбытовых структур, слабые связи между участниками рынка, непрозрачность бизнеса и воровство [3].

Проблемы, стоящие перед электронной коммерцией в России, можно разделить на две группы. К первой – технической – относится ряд факторов, препятствующих внедрению Интернета в сферу бизнеса:

• неразвитые системы телекоммуникаций;

• слабое законодательство, регулирующее электронную коммерцию;

• недостаточное развитие системы оплаты через Интернет (кредитными карточками сегодня пользуется незначительная часть россиян);

• ненадежно работающая почта сдерживает развитие Интернет-магазинов и практически сводит географию их работы к Москве и Санкт-Петербургу.

Но все эти трудности легко преодолимы при наличии значимого спроса на развитие электронной коммерции и необходимого уровня инвестиций. Поэтому наибольшую угрозу ее развитию в России представляют другого рода причины, которые можно назвать психологическими или культурными:

• сегодня Интернет освоила лишь незначительная часть нашего общества. Остальные, с точки зрения отношения к Интернету, – это люди, привыкшие работать по "советским" принципам. Они предпочитают обычную почту электронной, а осуществление сделки в несколько миллионов долларов США или покупка автомобиля через "неподконтрольную" сеть кажется им чем-то неразумным. Перестроить сознание этих людей очень сложно, а без них не будет критической массы, необходимой для развития Интернета;

• другое психологическое препятствие – отсутствие доверия. Большинство Интернет-магазинов работает по принципу: доставил – получил наличные. Немногие покупатели готовы предоставить через Интернет номера своих кредитных карточек. Бесчисленные финансовые пирамиды сильно подорвали доверие нашего общества к финансовым операциям на открытом рынке;

• и наконец, Интернет предполагает наличие децентрализованного управления, к чему у нас не все готовы как на государственном, так и на корпоративном уровне. Для преодоления этого барьера необходима некоторая культурно-управленческая революция в умах российских бизнесменов. Электронная коммерция имеет больше шансов расцвести в сетях независимых фирм, чем в огромных вертикально-интегрированных корпорациях[4].

Решения проблем прогнозируют основные тенденции и тренды российского рынка электронной коммерции:

  1. Электронная коммерция в России переживает стадию активного роста и, по оценкам J’son&Partners фаза роста будет длиться на протяжении 2012—2017 гг.

  2. Характерные особенности российского рынка электронной коммерции на данном этапе это: развивающееся online-кредитование; развивающаяся многоканальность и взаимное проникновение онлайна и оффлайна; растущий спрос на товары в зарубежных интернет-магазинах.

  3. Ключевая отличительная черта электронного рынка России - активное использование электронных платежных систем. Это выгодное отличие российского рынка от зарубежных, — создание большой потребительской вариативности.

  4. Важная тенденция — опережающий рост электронных магазинов на рынке физических товаров.

  5. Анализируя возможность роста рынка электронной коммерции, можно сказать, что экстенсивность развития возможна благодаря регионам, демонстрирующим быстрое развитие [2].

Таким образом, доля электронной коммерции в российской экономике в ближайшее время будет возрастать, следовательно, будет возрастать ее положительное воздействие на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности: глобальное присутствие и глобальный выбор; персонализация продаж, реакция на спрос; снижение издержек; новые возможности ведения бизнеса; дальнейшее развитие конкурентной среды.

Список литературы:

  1. Авдеева Е. А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 363-365.

  2. «РБК» (от «РосБизнесКонсалтинг») [Электронный ресурс]. –URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/.

  3. Институт экономической стратегии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.inesnet.ru/.

  4. Кобелев О.А.Электронная коммерция: Учебное пособие / под ред. проф. С.В. Пирогова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. — С. 674.

Просмотров работы: 1159