Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в нормативных правовых документах. Так, в ФЗ «Об образовании в РФ» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности. В контексте ФГОС дошкольного образования проблема позитивной социализации и поддержка детской инициативы находят свое отражение в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [3].
В процессе развития ребенка происходит усвоение им социальных норм и правил, совершенствование его поведения, его поступки приобретают социально детерминированную форму. Процесс развития происходит не пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с социальным окружением. Необходимо, чтобы с самого начала такая активность приобретала выраженный социальный характер. Имеющиеся исследования направлены на изучение проявлений активности в том или ином виде деятельности и педагогические условия ее формирования (М. М. Алексеева, Р. Ю. Андрекене, А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, С.В. Иванникова, Р.И. Капустина, М.В. Крулехт, Р.Г. Казакова, Ю.Н. Рюмина, Н.И. Михальченкова, Л.И. Сайгушева, Э.К. Суслова и др.) [1]. Однако проблема социальной активности, ее проявлений и динамики в дошкольном возрасте практически не изучена. В ходе поиска подходов к изучению социальной активности дошкольника встал вопрос о виде деятельности дошкольника, в котором можно было бы наиболее эффективно формировать социальную активность. Воспитание такой личности требует от современного образования применения совершенно новых методов и технологий. В связи с этим перспективным является, на наш взгляд, вовлечение дошкольников в социально значимую деятельность, которая дает возможность формирования социальной активности, активной жизненной позиции. Таким видом деятельности является волонтерская деятельность.
Актуальность нашего исследования определяется рядом следующих противоречий между: - социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием социально активной личности и недостаточным принятием взрослыми позиции детской активности; - педагогическим потенциалом волонтерской деятельности дошкольников и недостаточностью методического сопровождения организации данной деятельности в практике ДОО.
На базе МБДОУ №29 «Журавушка» г.Сургута нами был организован отряд волонтеров «Светлячки». Участниками волонтерского движения стали дети старшего дошкольного возраста. Наша работа строилась в несколько этапов:
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ литературы, наглядных материалов по данной проблеме;
- Выявление уровня сформированности социальной активности у детей старшего дошкольного возраста (наблюдение за поведением детей, диагностика проявлений инициативности в реальных ситуациях (Л.И. Сайгушева), опросный лист педагогов (В.Г.Маралов).
- Изучение позиции взрослых по отношению к детской активности (выявление общего типа ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми, определение позиции воспитателя по отношению к детской активности – модифицированная методика Н.В.Кокоревой).
Основной этап:
- Образовательная ситуация «Кто такие волонтеры?»
- Создание отряда волонтеров: разработка названия отряда, его девиза, атрибутов, заповедей юных волонтеров
- Проблемная ситуация «Адреса милосердия»
- Проектирование социально-значимой деятельности с детьми (разработка проблемных ситуаций к социальным акциям).
В процессе функционирования отряда «светлячками» совместно со взрослыми были организованы и проведены следующие социальные акции: «Зелёная ёлочка – живая иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек Океан», «Берегите первоцветы», «Детский сад – цветущий сад», «Поможем пернатым», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Белая ромашка», «Посылка солдату», «Книжки - малышкам», «Письмо – водителю».
В результате проведенной работы была выявлена динамика уровня сформированности социальной активности у детей старшего дошкольного возраста (наблюдение за поведением детей, диагностика проявлений инициативности в реальных ситуациях (Л.И. Сайгушева), опросный лист педагогов (В.Г.Маралов), что позволяет судить, об эффективности выбранного нами вида социально-значимой деятельности для формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности в детском возрасте (дошкольник – младший школьник) / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М., 1990. – 280 с.
Шанц, Е.А. Характеристика инициативы как формы социальной активности личности /Е.А. Шанц [Текст] // Наука и школа.2011.№6.С.100-102
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou. - [Дата обращения: 22. 02. 2017].