ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Гаджиева Э.М. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время ведущей тенденцией развития современного образования является обращенность к творческой личности, ее самодвижению, проявлению как субъекта творческой деятельности, что и отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)[3]. Процесс социокультурного становления личности ребенка предполагает создание единого пространства, специально организованной полихудожественной среды. Само искусство создает полихудожественную образовательную среду, духовное поле, обусловливающее эмоциональные, ценностные ориентиры в формировании личности как субъекта культуры. Созданная по «законам красоты», она способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического, художественного вкуса, естественному ненавязчивому образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно-творческих способностей.

Полихудожественная образовательная среда определяется с учетом сущности понятий «образовательная среда» и «художественная среда» и с опорой на полихудожественный подход в образовании, который отражает взаимосвязь различных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) в формировании творческой личности.

В исследовании Е.А. Медведевой [2] под «полихудожественной средой» понимается часть образовательного пространства, которая несет в себе ряд направленностей (функциональных, процессуальных, результативных), реализуемых через разные средства искусства. Полихудожественная среда представляет собой сочетание предметно-вещных, культурных, социально-личностных отношений ребенка, сверстников и взрослого, которые нацелены на «врастание» в культуру и реализацию в ней в качестве ее субъекта; на его социально-личностное становление и взросление, движение к своему «Я»; на обеспечение психического здоровья ребенка. Как считает исследователь, «полихудожественная среда» включает несколько компонентов:

- пространственно-предметный (атрибуты, произведения искусства, художественное пространство, «культурные зоны» - театральная, живописи, музыкально-двигательная и художественного труда и т.д.);

- социально-личностный, представляющий единое «эмоционально-духовное пространство субъектов» ребенка и взрослого (специалистов, родителей), которые выступают ретрансляторами ценностей культуры, создают «зону успеха», эмоциональный комфорт ребенку в мире людей, искусства, диагностируют, развивают, поддерживают в его эмоциональных переживаниях, учат способам рефлексии, формируют позитивное отношение к миру и себе, побуждают его к самореализации и проявлению субъектных качеств личности;

- культурно-содержательный, обеспечивающий познание ребенком культуры на образцах произведений живописи, музыки, литературы и т.д., ценностную ориентацию, понимание и овладение «языками искусства», его знаковым выражением, способами творческого действия, культурно-речевыми эталонами, адекватными формами эмоционального выражения.

Как считает Л.Г. Савенкова [4], искусство позволяет не только развивать эмоционально-чувственную сферу, но и гармонизировать жизнедеятельность всего организма ребенка, что является основой успешного развития. Художественно-образное отражение окружающего мира способствует созданию положительного настроения и является одним из самых главных факторов хорошего самочувствия детей. Главную роль в развитии эмоциональной сферы играют именно занятия искусством.

Полихудожественная образовательная среда обладает большими воспитательными возможностями. Прежде всего, она оказывает влияние на эстетическое воспитание. У детей развиваются эстетическое восприятие, эстетические образные представления, формируются эстетические чувства. На этой основе формируется эстетическая оценка и такое важное эстетическое качество личности, как эстетическое отношение.

Кроме развития эстетических чувств активно протекает умственное развитие. Так, в процессе слушания у ребенка развивается музыкальное восприятие – сложный эмоциональный и сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения. Определяя характер музыки, средства выразительности, у ребенка развиваются психические процессы, в частности восприятие, мышление – ребенок анализирует, сопоставляет, обобщает, делает умозаключения. Говоря об эмоционально-образном содержании музыки, у ребенка развивается речь

Искусство оказывает огромное влияние на развитие познавательных способностей и творческой активности ребенка, вызывает заинтересованное, творческое отношение к окружающей действительности. Исследования в области психологии и физиологии, посвященные неразрывности и взаимосвязи двух пластов мышления (образного и речевого), свидетельствуют, что ее нарушение приводит к утрате интеллектуальных возможностей человека. И.П. Павлов показал, что словесно-знаковое обучение должно опираться на образное, которое в свою очередь требует активной деятельности органов чувств, их непосредственного контакта с окружающей средой. Иными словами, ведущие чувственные способности человека (видеть, слышать и двигаться) должны быть уравновешены.

Музыкальная образовательная среда оказывает влияние на нравственное воспитание ребенка. С древних времен музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Например, в древней Индии существовали суждения, согласно которым музыка и музыкальное воспитание способствует достижению благочестия. В трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что музыкальное воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность.

Таким образом, полихудожественная образовательная среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной творческой деятельности, способствует формированию эстетических чувств, интеллектуальному развитию.

Список литературы

  1. Комарова, Т.С., Филлипс, О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие [Текст] /Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

  2. Медведева, Е.А. Образовательное пространство «Полихудожественная среда» как условие социокультурного становления личности ребенка с легкими формами психического недоразвития [Текст] / Медведева Е.А. //Коррекционная педагогика. – 2007. – №3. – с. 15 – 26

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

  4. Савенкова, Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества [Текст] / Савенкова Л.Г. //Педагогика. – 2006. – №5. – с. 17 – 23

Просмотров работы: 718