ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКИКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОДИДАКИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Системный подход представляет собой современный метод научного исследования для решения проблем педагогического проектирования теоретического, методологического и практического характера. Разработанный на общенаучном уровне, он обеспечивает правильную постановку проблемы и задает обще представление движение научного познания. Реализация системного подхода осуществляется через понятие «система», которому в настоящее время дано немало разнообразных определений. С позиции тории проектирования основной интерес представляет понятие «педагогическая система», определение которого является необходимым условием для развития системного подхода. Относя педагогические системы к сложным, он выделил в них свойственные большим системам признакам: целостность, взаимосвязанность с внешней средой.

1. Целостность заключается в том, что части сложной педагогической системы служат общей цели. Их взаимодействие и взаимопроникновение – объективная необходимость, исключающая разрыв этих частей.

2. Взаимосвязанность состоит, в том, что изменение одного параметра в системе приводит к изменениям остальных.

3. Связь со средой выражается в том, что педагогическая система – это составная часть среды, ее элемент, включающий, в свою очередь, элементы более низкого порядка.

На основе вышесказанного можно выделить ряд системообразующих признаков, имеющих собирательный, синтетический характер, следовательно, присущих системам в различных областях науки и практики, в том числе и педагогической системе.

Одним из системообразующих признаков является целеполагание – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта. Цель, являясь выражением социального заказа общества, интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, т.е. внешней силы по отношению к педагогической системе как таковой. Другими словами цель опосредованно воздействует на систему через управление, являясь при этом внешним системообразующим фактором, что подтверждает необходимость вынесения цели за рамки компонентного состава педагогической системы. Реализация целей педагогических систем осуществляется в ходе педагогического процесса, под которым понимается совокупность последовательных и взаимосвязанных действия педагога и обучающегося, обеспечивающих целенаправленное, сознательное усвоение системы знаний, умений и навыков, ценностей, а также способностей применять полученные знания на практике. Иначе, педагогический процесс обусловлен целями образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения, преподавание, т.е. деятельность педагога, учение – деятельность учащихся, средства обучения.

Таким образом, педагогическая система – это система, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса. В этом смысле педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система конкретного педагога и т.д.

В соответствии с представленным пониманием педагогической системы можно сделать вывод, что системный подход в педагогике есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение методико-педагогических объектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выделение многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Принимая во внимание результаты проведенного исследования, следует отметить, что системный подход выступает общенаучной основой исследования педагогического проектирования, обеспечивая рассмотрение его объекта, процесса и результат как педагогических систем. Процесс педагогического проектирования представляет собой проявление упорядоченного взаимодействия проектирующей и проектируемой систем. Изучение объекта педагогического проектирования – педагогической системы, подразумевает изучение составляющих ее элементов, связей и т.д. результатом проектирования выступает проект, также представляющий собой систему, следовательно, ее описание должно содержать характеристику ее строения и функционирования.

Завершая рассмотрение системного подхода к проектированию методико-педагогических объектов, следует отметить, что под системным подходом в данном исследовании понимается одна из форм методологического знания, которое имеет связь с исследованием, проектированием и конструированием объектов как систем, что предполагает разработку концептуальных, содержательных и формальных средств представления исследуемых объектов как систем; построение моделей систем разных классов и свойств систем, включая динамику их развития, иерархическое строение, процессы управления в системах и т.д. Системный подход – это принцип исследования, при котором рассматривается система в целом, а не свойства ее отдельных подсистем, следовательно, задачей проектирования позиций системного подхода является оптимизация системы как целостного единства, а не улучшение эффективности отдельных ее свойств.

Литература:

1. Системный подход [Электронный ресурс] – Режим доступаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 252179