ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГАДЖЕТ-АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГАДЖЕТ-АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В середине XX века социальная структура общества переживает кардинальные изменения, так как на смену индустриального общества приходит постиндустриальное. Происходят серьезные изменения производственной, культурной и социальной структуры общества, которые несут новые возможности и новые опасности.

Глобальная сеть Интернет становится ключевым моментом постиндустриального общества, под влиянием «цифровизации» и виртуализации формируется новая система взаимоотношений. Телефон, в свою очередь, эволюционировал из простого устройства для диалога, предназначенного для разговоров и сообщений – в мультимедийное устройство. Наибольшую популярность, завоевала возможность отправки текстовых сообщений посредством SMS, а также через специальные программы, которые используют интернет соединение. Впоследствии эти программы сменили социальные сети.

Аддиктивное поведение – это ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности [3]. Аддикция к мобильным телефонам является самой распространенной формой гаджет-аддикции [9]. Согласно японским исследованиям, токийские школьники используют мобильные телефоны чаще для отправки сообщений, нежели для разговора. Учащиеся в школе утверждали, что мобильный телефон необходим им «для дружеских контактов» и они «не мыслят своей жизни без собственного мобильного телефона» [8]. По данным испанских психологов, до 15% подростков засыпают с мобильным телефоном в руке, чтобы иметь возможность ответить на сообщения ночью.

Можно наблюдать гендерные различия в пользовании мобильными телефонами. Доказано, что лица женского пола чаще используют сотовые гаджеты для социальных контактов, в то время как лица мужского пола используют новые возможности, предоставляемые сотовым телефоном, такие как интернет или различные программы. [26]. Можно предположить, что расширение функциональных возможностей сотовых устройств приведет (например, по аналогии с Интернетом) к реализации посредством него разных форм поведенческих аддикций. Уже сейчас можно выделить следующие формы зависимости к мобильным устройствам:

1. Психологические симптомы:

  • Эйфория во время использования гаджета

  • Увеличение количества времени, проводимого за гаджетом

  • Пренебрежение общением с семьей и друзьями

  • Ощущения пустоты, раздражения вне пользования гаджетов

  • Ложь, сокрытие о времени проводимом за гаджетом

3. Аддикция отношений (болтаголизм) – бесконечные разговоры по телефону.

4. SMS-аддикция, через которую может реализовываться аддикция отношений, а так же эротическая аддикция.

Согласно английским исследованиям из проинтервьюированных 1400 пользователей мобильных телефонов до 18% демонстрируют признаки аддикции [6].Зависимость от текстовых сообщений, как форма аддикции к сотовым устройствам характеризуется потребностью к общению посредством сообщений, число которых в течение суток может составлять несколько десятков. Аддикт предпочитает заменять реальное общение с помощью текстовых сообщений, в том числе и в рамках любовных отношений. Для скорости написания сообщения часто используется понятный пользователям жаргон, в основном состоящий из аббревиатур, сокращений слов, выражений. В отсутствии сообщений аддикт может испытывать тревогу, сильную раздражительность, наблюдается снижение настроения. Имеются описания симптома «SMS пальца», когда у человека с зависимым поведением из-за длительного написания сообщения на сотовом устройстве отмечаются боли в суставе, воспаление и гипертрофия мышц пальца.

В последние годы разработаны специфические шкалы для определения аддикции к мобильным телефонам. Исследовав патологических пользователей мобильных телефонов, австралийские исследователи А. Бьянчи и Дж. Филипс с помощью личностного опросника Айзенка обнаружили, что это преимущественно молодые люди, экстраверты с пониженной самооценкой. Личностные особенности зачастую определяют форму аддикции к мобильным телефонам – разговор, текстовые сообщения или игры по мобильному телефону [5].

Номофобия - это страх остаться без мобильного телефона или вдалеке от него.[7] Термин, являющийся аббревиатурой слов no mobile phobia «фобия - без мобильного телефона», появился в исследовании YouGov по заказу UK Post Office. Целью исследования было изучение тревог, испытываемых пользователями мобильных телефонов, в нем участвовало чуть больше 2 тысяч человек. По итогам стало ясно, что уровень стресса при номофобии сравним со стрессом в день свадьбы или при посещении врача.[4]

Врачи приравнивают номофобию к другим зависимостям, такие как: алкоголизм, наркомания, игромания или шопоголизм. Каждая из этих зависимостей служит компенсацией каких-то проблем личности - комплексов, неудовлетворенных потребностей, иллюзий и т. п. В случае с гаджетом человек также компенсирует личные проблемы.

По выяснениям организаторов опроса, компаниями OnePoll и SecurEnvoy, число страдавших номофобией постоянно растет. Двое из троих человек признавали, что ужасно боятся потерять телефон. Четыре года назад эту боязнь испытала только половина опрошенных. Особенно нервно воспринимают люди старшего подросткового возраста. [1].

Помимо обмена текстовыми сообщениями в социальных сетях представлено огромное количество разносторонней информации. Почти всегда информация в социальных сетях сжата, подается обрывками, а иногда даже выдернута из контекста. Легкость создания различных групп и объединений только усугубляет ситуацию. Социальные сети полностью не контролируются администраторами, вследствие чего контент с нежелательной информацией попадает в сеть. Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Особенно часто в социальных сетях можно наблюдать, как философские системы, которые оттачивались в результате перекрестной критики выдающихся мыслителей, сжимаются до вырванных из контекста аформизмов; часто искажаются, а иногда даже придумываются различные опросы; информация без указания источников и подтверждения воспринимается на веру, а потом на неё ссылаются различные люди. Целые эмоции и настроения оказываются упакованными в простые типографские знаки. Игра с языковыми формами приводит к тому, что грамматические, фонетические и другие особенности естественного языка игнорируются или подменяются [2]. Получается, что социальные сети напрямую способствуют развитию клипового мышления. Можно выделить несколько негативных факторов:

  1. Снижение концентрации, так как обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

  2. Снижение коэффициента усвоения уровня знаний

  3. Снижение способности к анализу информации. В социальных сетях огромное количество рекламы: начиная от рекламных баннеров и заканчивая встроенной рекламой в различных группах, а также спам сообщения. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и может чаще делать ненужные покупки.

Однако, у клипового мышления и социальных сетей, в частности, есть и позитивное воздействие:

  1. Многозадачность. Люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

  2. Ускорение реакции. Люди, которые наделены клиповым мышлением, обладают более скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Позитивный аспект использования социальных сетей неоспорим, но при чрезмерном использовании социальных сетей, развитие клипового мышления, скорее всего будет более быстрым. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Все это способствует развитию информационной перегрузки.

Литература:

  1. Батенёва Т., "Российская газета" - Неделя №6020 (44) http://www.rg.ru/2013/02/28/nomofobia.html]

  2. Войскунский А. Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-psihologicheskie-aspekty.

  3. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.

  4. 13m Britons have 'no mobile phobia'. Metro.co.uk .

  5. Bianchi, Phillips ‘Mobile Phone Problem Usage Scale’ (MPPUS, 2005)

  6. Coates R. Phone addiction on the rise in Britain// www.Silicon.com 2004

  7. Jayakumar A. Break free from Nomophobia, drunkorexia. Mid-day.com .

  8. Kamibeppu K., Sugiura H. Impact of the mobile phone on junior high-school students' friendships in the Tokyo metropolitan area// Cyberpsychol. Behav. 2005 Apr. V. 8. N 2. P.

  9. Park M.Y. Cell pones are the latest 'addiction'// www.foxnews,com 2006.

  10. Potts G. College students and cell phone use: Gender variation// http://personalwebs. 2004.

Просмотров работы: 541