ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Вопияшина Я.А. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К современному молодому специалисту предъявляются высокие требования: развитость аналитического и творческого мышления, инициативность, самостоятельность. Не случайно акцент в вузовской подготовке все больше смещается в сторону увеличения доли самостоятельной исследовательской работы студента. Это позволяет выпускникам не не только квалифицированно ориентироваться в специальных и научных областях знаний, но и учит самостоятельно анализировать и обобщать научные факты и информацию, формировать и защищать свои идеи и предложения.

Научно-исследовательская работа – важная форма учебного процесса под руково­дством и контролем преподавателя, в ходе которой совершается творческая деятельность по осмыслению и закреплению научных знаний, осваиваются новые навыки познания, приобретается опыт применения знаний в реальных профессиональных ситуациях. Опыт выполнения научно-исследовательских работ, как индивидуальных, так и коллективных, стимулирует развитие способностей к научному творчеству, самостоятельному поиску способов действия в практической деятельности. Именно выполняя научно-исследовательскую работу, студент может ощутить свой личностный и профессиональный рост, именно здесь происходит его профессиональная идентификация.

Существует масса возможностей для получения опыта научно-исследовательской деятельности в вузе. Это и обязательное, предусмотренное учебными планами, проведение исследований в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, и подготовка рефератов и докладов к занятиям. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Научные лаборатории, студенческие научные общества, конференции и форумы, – всё это позволяет студенту включиться в научную работу, найти единомышленников, научиться представлять результаты своих исследований.

Студент, занимающийся научным поиском, сам регулирует свою деятельность: он самостоятельно определяет интересующий его круг проблем, способы и сроки выполнения работы, а также, что немаловажно, и то, будет ли выполнена работа вообще. Такая научно-творческая деятельность способствует не только развитию навыков самоорганизации, но и стимулирует потребности студентов в дальнейшем саморазвитии и творчестве. Однако такое отношение к исследовательской деятельности обычно характерно для студентов старших курсов. Студенты первых-вторых курсов без поддержки преподавателей обойтись не могут. Увлеченность самих преподавателей вузов научно-исследовательской деятельностью, их умение вовлечь в этот процесс студентов, доброе внимание и поддержка особенно важны для младшекурсников. Без этого студент не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения.

Для выявления отношения вчерашних абитуриентов к научно-исследовательской деятельности мы решили провести исследование научной мотивации студентов-первокурсников историко-филологического факультета в Шуйском филиале ИвГУ (44 студента).

Студентам была предложена анкета «Что Вам интересно?», включающая в себя ряд вопросов, направленных на выявление привлекательных сторон обучения в ВУЗе, любимых предметов, предпочтений для участия в научном поиске.

Результаты анкетирования получились следующими. Отвечая на вопрос о привлекательных сторонах обучения в ВУЗе, первокурсники отметили, что больше всего их в вузе привлекает общественная работа, общение с друзьями, узнавание нового, сам процесс учения.

Отвечая на вопросы, касающиеся имеющегося опыта участия в научно-исследовательской работе, лишь 13 человек (29,5%) указали, что участие в конференциях, когда учились в школе. Остальные (31 человек) ответили, что мешало отсутствие времени, возможности или не было желания.

Анализ предпочитаемых направлений научного поиска показал, что студенты хотели бы принимать участие в исследовательской деятельности по таким предметам: история, иностранный язык, русский язык и литература (что соответствует профилям подготовки опрашиваемых студентов). К сожалению, результаты анкетирования не оправдали наших ожиданий. На данный момент студентов мало интересует научная деятельность. Из 44 опрошенных, только 10 человек (22,7%) хотели бы заниматься научной работой. Остальных в университете больше всего привлекает общение с друзьями, общественная работа, узнавание нового и сам процесс учения.

Причиной такой сниженной научной мотивации является, по-нашему мнению, несформированность в школе интереса к научной деятельности. Сейчас из-за введения ФГОСов учащиеся стараются прикладывать больше усилий к учебной деятельности. Учителям приходится больше работать на достижения целей, обозначенных в стандарте, нежели уделять время внеурочной работе. В ВУЗе же у студентов больше возможностей реализовать свою как учебную, так и внеучебную деятельность. Возможности для организации научно-исследовательской работы можно найти в рамках преподавания практически любой дисциплины. Так, например, при освоении психологии студенты 1-2 курсов учатся применять анкеты и опросники, проводить психологические наблюдения с по­следующим анализом полученных фактов. На старших курсах к этим формам присоединяется разработка занятий и уроков, коррекционных мероприятий.

Если преподаватель поддерживает инициативных студентов, то многообразие форм научно-исследовательской работы дает возможность каждому студенту найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для личностного и профессионального роста.

Просмотров работы: 579