Сущность экологического воспитания состоит в осмыслении важности связи человека с окружающей средой, в разумном пользовании природными ресурсами, ведении природоохранной деятельности.
Практически экологическим воспитанием всецело занимаются дошкольные и школьные образовательные учреждения и по факту это совершенно естественно, однако это не означает, что общество не должно заниматься воспитанием в образовательных учреждениях разного профиля и в частности в колледжах и университетах.
Анализ научной литературы по данной проблеме показал, что существуют множество работ, посвященных вопросу экологического воспитания в школе (Г.Б. Барышниковой [1], А.А. Вербицкого [2], С. Д. Дерябко [4], О.Н. Пономаревой [7]), также в колледжах и университетах: [3], [6], [8].
Воспитание состоит из трех основных компонентов: содержательного, операционно-деятельностного, оценочно-результативного. Компоненты связаны между собой, но в основе лежит содержательный компонент, который представлен знаниями, умениями, навыками и привычками деятельности и поведения, опыта отношений, который осваивает обучающийся. На основе знаний формируется операционно-деятельностный компонент воспитания - это технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса. Связующим между двумя компонентами является оценочно-результативный компонент, позволяющий объективно оценить эффективность воспитания.
Главной целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, то есть осознание важности экологических проблем, зарождение идей по улучшению или оптимизации деятельности человека (школьника, обучающихся).
Воспитание подрастающего поколения можно осуществлять разными методами и средствами.
В нашем исследовании мы формируем экологическую культуру через игры, организацию и проведение субботников и воскресников, конкурсы (эссе, газет, статей творческих работ), через дискуссии, диспуты и решение практических задач.
Исследование проходило в несколько этапов:
первый этап (2015 год) проведен теоретический анализ по выявлению особенностей формирования экологической культуры у обучающихся образовательных учреждений высшего и среднего образования, были выбраны группы участвующие в исследовании (по одной контрольной группе и по четыре экспериментальной группы в каждом типе учебных заведений);
второй этап (2016 год) разработана программа экологического воспитания обучающихся образовательных учреждений высшего и среднего образования;
третий этап (2017 - 2018 годы) внедрение в учебно-воспитательный процесс Казанского государственного архитектурно-строительного университета и Казанского колледжа коммунального хозяйства и строительства и экспериментальная проверка эффективности разработанной и внедренной программы, посвященных вопросам экологии в строительстве.
Литература:
1. Барышникова Г. Б. Моделирование системы экологического образования студентов направления «Педагогическое образование» [Текст] / Г. Б. Барышникова // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 249-252.
2. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. – 1997. - № 6. – С. 33.
3. Гальперин, М. В. Экологические основы природопользования : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. В. Гальперин. — 2-е изд., испр. — Москва : ИД "ФОРУМ" : ИНФРА-М, 2013. — 255 с.
4. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
5. Когай Е. Экология культуры: предметное поле исследования // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №5. – С.136-145.
6. Менделеевские чтения, 2013 : сборник материалов межвузовской научно-методической конференции по химии и химическому образованию, Брест, 26 февраля 2013 г. / [под общ. ред. Н. С. Ступень]. — Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 85 с.
7. Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе. Автореф. дис. д.п.н. - М., 2000. - 47с.
8. Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий : [сборник статей] / РАН, Ин-т философии ; [отв. ред. И. К. Лисеев]. — Москва : Канон+, 2014. — 327 с.