РЕЧЕВАЯ И МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕЧЕВАЯ И МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Судинов М.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речь и мышление являются высшими психическими процессами, характерными особенностями психики и поведения человека. Ни одно из животных на земле не владеет такого качества и уровня развития речевой и мыслительной активности. В педагогической профессии речевые способности играют ведущую роль, способность логически мыслить является условием всякой профессиональной активности человека. Рассмотрим в данной работе эти способности человека.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова, личностный смысл – это отражение в сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания [2].

Выделяют следующие функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; средство общения (коммуникации). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками.

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. И.П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение). В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности задействуются группы мыслительно-физиологических механизмов: механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла); группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой или графической системы. Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

Свойства речи: Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности; Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения; Выразительность речи - это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие; Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Мышление – это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Практическим мышлением можно назвать процесс построения цепочки логически связанных событий, вплоть до необходимого на практике, для достижения желаемого результата. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так, Р. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Б. Паскаль называл человека мыслящим тростником. Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством умозаключений (аналогия и дедукция).

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [1, с. 233]. По способу решения задач мышление (как психический процесс, биологической целью которого является оптимальное решение возникшей перед индивидуумом проблемы) может быть конвергентным (коррелируется с интеллектом, линейное мышление, приводящее к одному-единственному результату) и дивергентным (коррелируется с творческими способностями, состоит в нахождении множественности вариантов решения проблемы или разноплановом видении одного объекта) Термин конвергентного и дивергентного мышления предложен американским психологом Дж. Гилфордом (1950) и развит Э. Торренсом.

Операции мышления. Анализ - разделение явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез - объединение разделенных анализом с выявлением при этом существенных связей. Анализ и синтез являются основными операциями мышления. Сравнение - сопоставление предметов и явлений, их сходства и различия. Классификация - группировка предметов по признакам. Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация - выделение частного из общего. Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Связанная с сознанием, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Речь не является совокупностью реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, передать другому уже готовую без речи мысль. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся [3].

Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Специфичность речи не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается, прежде всего, в ее грамматической – синтаксической и стилистической – структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Выводы. Между речью и мышлением существует единство. В единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления (В начале было слово). Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

В заключение отметим, мы живем в том мире, где имеют место быть «оружия и копья», однако, самым опасным оружием человека являются его мышление, речь и язык. Поэтому человеку необходимо «Семь раз подумать, прежде чем что-либо сказать…».

Список литературы:

1. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

2. [электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt23.htm (дата обращения 21.01.17)

3. [электронный ресурс] http://psyznaiyka.net/rech.html (дата обращения 22.01.17)

Просмотров работы: 1357