Основными задачами профессионального самоопределения старшеклассников являются:
- выявление учащихся, склонных к определенной профессиональной деятельности (на основе использования различных методов изучения личности школьника);
- вооружение школьников знаниями о профессии, а также знаниями своих возможностей;
- создание благоприятных условий для развития у школьников устойчивых интересов и склонностей, формирование необходимых, основных для профессии личностных качеств, умений и навыков.
При работе над профессиональным самоопределением старшеклассников используются разнообразные формы организации и методы обучения: комбинированный урок; конференция; «круглый стол»; пресс-конференция; индивидуальные и групповые беседы; ролевые игры; семинары; встреча с представителями отдельных профессий и т.д.
Важными составляющими в процессе проведения занятий являются: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип обьективации (осознания) поведения, принцип партнерского общения. Педагог может предложить старшеклассникам сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и реальное «могу». Работа с ними позволит учащимся формулировать, ранжировать, соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профессии.
В актуализации профессионального самоопределения могут использоваться сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций. Старшеклассники исполняют при этом определенные роли (социального педагога, школьника, клиента, родителей и т.д.) и воспроизводят соответствующее поведение. В процессе проведения деловых игр используются основные психолого-педагогические принципы:
- принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;
- принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности посредством системы игровых заданий, содержащих некоторые противоречия;
- принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;
- принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений.
Организационно – деятельностные игры помогают решать «серьезные» задачи по развитию личности и индивидуальности старшеклассника; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают профессиональные и социальные компетенции (навыки взаимодействия в коллективе, навыки профессионального общения с людьми, работы в команде). Данная деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.
Одним из важных направлений профессиональной ориентации является профессиональное просвещение учащихся, знакомство с различными профессиями, современным рынком труда, требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личным и профессиональным качествам.
В работе над профессиональным самоопределением старшеклассников предусматривает так же направленность в нахождении ими своего образа «Я», в приобретении умений, необходимых при выборе профессии, принятия решения о выборе профессии. Данное направление работы реализуется в тренинговой работе, при этом происходит активное взаимодействие школьников друг с другом, с психологом. Профориентационные занятия предполагают побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Таким образом, для старшеклассников процесс профессионального самоопределения, выбор профиля обучения, является главным вопросом их образовательного развития. Его решение помогает им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.