НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, первый университет появился в Болоньи еще в XII веке. Первые академии наук появились в Англии, а затем во Франции, еще в начале XVII века. Российская академия наук появилась в начале XVIII века в Санкт-Петербурге при Петре I. Она была основана по подобию французской академии наук [1]. Также в это время было основано учебное заведение, претендовавшее на звание университета, однако с этой задачей не справлялось. Таким образом, первый университет в России появился в середине XVIII века по инициативе М.В. Ломоносова в Москве. Указ об основании был подписан императрицей Елизаветой Петровной. В дальнейшем, крайне медленно, университеты стал появляться и в других крупных городах, таких, как Казань, Харьков, Киев. В дальнейшем университеты в России появлялись не особо активно, в основном, в крупных городах. Открывались училища, академии, институты. В XX веке уровень образованности населения значительно повысился, в связи с борьбой с безграмотностью.

С начала 90-х г.г. прошлого века по настоящее время в России университетское образование стало очень доступным, открываются филиалы крупных университетов в различных городах, университеты на коммерческой основе. Все это имеет и негативный эффект в виде снижения качества университетского образования. Как и прежде, чувствуется нехватка профессоров и педагогов, пусть и в гораздо меньшем масштабе, в сравнении с ситуацией в XVIII веке. Стоит заметить, задача обучения населения стала значительно проще, в связи с многообразием профилей.

Еще до появления университетов актуальными были вопросы чему учить, и как учить. Даже древние педагоги и философы озадачивались этим в поисках наиболее оптимального варианта. С течением времени сформировались традиционные направления обучения, появились специализированные университеты. В связи с этим в студенческой среде идет жаркий спор о так называемых «технарях» и «гуманитариях», какое образование лучше и полезней.

Однако, в общем случае, не отвлекаясь на подобные темы, можно заметить, что система образования всегда предполагает определенное влияние науки, т.е. основывается на определенной концепции науки [2]. С XIX века идея гуманитаризации образования, благодаря работам немецких философов, получила особое распространение и популярность. В дальнейшем, совместно с развитием философии, развивались и различные направления образования.

С другой стороны, во второй половине XX века произошел важный научный прорыв –изобретение ЭВМ, что стало началом развития многих наук, к примеру, кибернетики. Получили широкое распространение такие термины, как «искусственный интеллект», «виртуальная реальность» и др. В постсоветских странах все эти понятия объединяют под одну общую науку – информатику, особенность которой состоит в том, что она развивается необычайно бурно, и слоившиеся ныне системы образования не поспевают за этим развитием. Учебники, одобренные на государственном уровне, устаревают даже не будучи выпущенными в печать. Отдельного внимания заслуживает проблема нехватки преподавателей, способных преподавать этот предмет. Все это усугубляется существенным разрывом в школьном и университетском образовании. Последнее становится более гибким и чувствительным к происходящим в науке изменениям, что не может не радовать, и положительно сказывается на общем уровне образованности людей.

Поиск наиболее оптимальной концепции в образовании получил новое развитие в среде педагогов и философов с 50-х годов XX века [3]. До сих пор ведутся споры по этому поводу, однако несомненным является то, что появление и развитие новых наук, связанных с информационными технологиями, набирает все больший вес. Алан Тьюринг, считающийся основоположником искусственного интеллекта, создал тест, позволяющий проверить машину на способность к мышлению. На сегодняшний день этот тест не был пройден, однако темпы развития информационных технологий и искусственного интеллекта закладывают вопрос о последствиях и итоге этого развития.

Возвращаясь к теме университетского образования в России, заметим, что в плане информационных технологий наблюдаются заметные сдвиги, что не может не радовать. Несомненно, стоит отметить город будущего Иннополис [4], расположенный в Республике Татарстан. Основным ядром города является университет, специализирующийся на образовании в сфере информационных технологий и робототехнике. Проект города зародился в 2012 году, однако на данный момент город уже является открытым. Старейшие вузы нашей страны шагают в ногу со временем, и выпускают бакалавров и магистров не только в традиционных науках и направлениях, но и в относительно новой IT-сфере.

Список литературы

1. Девятова, С.В. Возникновение первых академий наук в Европе [Текст] / С.В. Девятова, В.И. Купцов // Вопросы философии. – 2011. – № 10.

2. Зотов, А.Ф., Образование в конце ХХ века: (материалы круглого стола) [Текст] / А.Ф. Зотов, В.И. Купцов, В.М. Розин, А.Р. Марков, Е.В. Шикин, В.Г. Царев, А.П. Огурцов. – Вопросы философии. –1992.. – № 9.

3. Петерсен И., Рейнер Г.Б. Теории и понятия педагогической антропологии [Текст] / И. Петерсен, Г.Б. Рейнер. – М. – 1994..

4. Иннополис – официальный сайт города [Электронный ресурс] // http://innopolis.ru

Просмотров работы: 415