ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ

Черныш К.А. 1
1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях сегодняшнего дня ведущей задачей системы образования становится создание необходимых предпосылок для повышения качества обучения, что возможно с применением компетентностного подхода в образовательном процессе. Существенную помощь в процессе овладения обучающимися общеучебными компетенциями (общеучебными умениями, предметными умениями) может оказать использование в учебном процессе опорных конспектов.

Известный учитель-математик В.Ф. Шаталов отмечает, что «опорные сигналы – сжатие полной информации в очень маленькие размеры с использованием ассоциации и цвета. При этом опорный сигнал должен быть лаконичным, унифицированным, иметь единую символику» [1].

Изучив основные вопросы, относящиеся к использованию опорных сигналов в обучении школьников и отметив важность их применения с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, будем рассматривать опорные сигналы как одно из средств формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Остановимся на некоторых существенных особенностях системы В.Ф. Шаталова.

Четкость и определенность организации учебного процесса достигается тем, что изучение каждой темы осуществляется на основе постоянного алгоритма последовательности определенных этапов:

1 этап – развернутое объяснение учителя;

2 этап – сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;

3 этап – школьники получают листы с опорными сигналами, изучают их, затем вклеивают в свои альбомы;

4 этап – работа с учебником и листом опорных сигналов при подготовке домашнего задания;

5 этап – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;

6 этап – прослушивание и комментирование устных ответов товарищей или ответ у доски.

Обозначенная структура изучения нового учебного материала в контексте системы В.Ф. Шаталова помогает школьникам успешно осваивать новые знания.

Следующая особенность системы В.Ф. Шаталова – изучение учебного материала укрупненными единицами, с помощью чего, по мнению автора, изучение теоретического материала проходит в более сжатые сроки.

Идея изучение учебного материала укрупненными единицами, введенная в повсеместное применение В.Ф. Шаталовым, предполагает твердое знание не всего учебного материала, а только «базового», т.е. знание основных понятий и связей между ними, а все остальное не учитывается, хотя и может представлять собой существенное значение.

Еще одной важной особенностью опыта В.Ф. Шаталова является использование листов с опорными сигналами. Важно отметить, что сама идея составления и использования листов с опорными сигналами за годы работы автора претерпела существенные изменения. Сначала это были опорные конспекты, в которых в виде простых, наглядных и понятных схем представлялся изучаемый материал, также в них указывались основные понятия и связи между ними. С помощью цветных мелков конспект–схема по ходу объяснения записывалась на доске.

В дальнейшем В.Ф. Шаталов поменял методику использования опорных конспектов: конспект заранее готовился на отдельном плакате, а школьники получали его уменьшенные копии, что значительно экономило время при объяснении нового материала. Однако в этой ситуации приходилось тратить время на дополнительное объяснение, чтобы учебный материал усваивался осознанно.

Более того, желая сделать опорные конспекты предельно лаконичными, В.Ф. Шаталов стал использовать такие символы (опорные сигналы), которые трудно было расшифровать неподготовленному ученику, а тем более воспользоваться ими при самостоятельном изучении учебного материала. Можно сказать, что опорные конспекты – это главное «рациональное зерно» системы В.Ф. Шаталова.

Система, разработанная В.Ф. Шаталовым, получила широкое распространение среди учителей общеобразовательных школ, так как использование конспектов-схем изучаемого материала способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала.

При введении методики в практику необходимо провести ознакомительный урок, где учащиеся получают понятие об опорном конспекте, знакомятся с принципом построения, изучают сигналы-символы. Каждый ученик формирует свою накопительную папку, складывая опорные конспекты по отдельным темам. Папки остаются у учеников для самостоятельной проработки и подготовки к домашнему заданию, служат для быстрого повторения пройденного материала.

Этапы использования опорных конспектов:

1. Развернутое изложение нового учебного материала учителем, составление опорного конспекта на школьной доске с помощью цветных мелков, готовых транспарантов или же цифровых технологий (или самостоятельное составление графического конспекта учащимся).

2. Внимательное ознакомление с опорным конспектом.

3. Повторное краткое изложение нового материала с использованием опорной схемы, расшифровка используемых символов, знаков.

4. Самостоятельная работа учащихся с опорным конспектом. Дополнение схем индивидуальными заметками.

Опорные конспекты на начальном этапе обучения, составленные учителем, должны быть несложные по содержанию, поэтапно оформляться в ходе изучения темы на доске. В результате чего ученики получают готовый конспект для изучения и воспроизведения в виде устного рассказа и его графическое изображение. Таким образом происходит закрепление темы.

В дальнейшем можно использовать методику неоконченных опорных конспектов, когда учащиеся сами могут дорабатывать и дополнять схемы в ходе изучения темы. Предлагается работа по самостоятельному составлению конспекта с использованием знакомых сигналов или же собственных ассоциаций.

Методика использования опорных конспектов успешно апробирована в профессиональном сообществе, однако она не является устаревшей. Ее можно развивать с учетом требований к современному образованию, условий образовательного учреждения.

При организации усвоения учебного материала с помощью опорных конспектов можно выделить следующие уровни владения данной методикой обучаемыми:

1 уровень (репродуктивный) – опора с аннотацией, обучаемые работают с опорой путем ее озвучивания;

2 уровень (репродуктивно-преобразовательный) – опора без аннотации, обучаемые письменно воспроизводят опору и озвучивают ее;

3 уровень (продуктивный) – закодированный план ответа, обучаемые по плану воспроизводят содержание учебного материала;

4 уровень (творческий) – дополнение опоры отсутствующей информацией по изучаемой теме, применение обучаемыми полученных знаний на практике, самостоятельное составление опоры на основе работы с литературой [2,3].

Несмотря на многообразие подходов к использованию опорных конспектов в учебном процессе, общими остаются следующие основные требования. Опорный конспект составляется из опорных сигналов. К основным принципам составления опорных конспектов относятся:

- наглядность, разнообразие опорных сигналов;

- графическая и цветовая дифференциация;

- практическая направленность; вариативность речевых образований по опорному конспекту;

- использование привычных стереотипов и ассоциаций;

- запоминаемость и др.

Педагоги, знакомые с системой В.Ф. Шаталова и использующие в своей практике опорные сигналы и опорные конспекты, в которых закодировано основное содержание учебного материала, считают, что она делает значительно доступней объяснение нового материала. У школьников на таких уроках формируется высокий уровень мотивации к учению, поскольку опора создает благоприятный психологический климат учения в целом, что, в свою очередь, сказывается на снижении уровня школьной тревожности. Учебные опоры можно считать и мощным средством активизации мыслительной деятельности обучающихся (развитие алгоритмических способов мышления), что совершенно необходимо для успешного формирования у них учебно-познавательной компетенции.

Список литературы:

1. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы/ В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. – М.: Просвещение, 1989. – 142 с.

2. Тимошкина Н.В. Самоконтроль как компонент учебной деятельности младших школьников //Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования /Материалы международной научно-практической конференции. – Вологда: Маркер, 2016. – С. 162-163.

3. Тимошкина Н.В. Современные модели усвоения знаний с применением средств компьютерных технологий //Современный урок: новые подходы к организации /Международные дистанционные методические чтения. – ЦДИП «INet». – 2014. – С. 77-79.

Просмотров работы: 351