Идеи духовно-нравственного воспитания берут начало в трудах отечественных ученых: Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.И. Ильминского, И.А. Ильиского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева и других. В этот период получили распространение представления о воспитании как «вопросе жизни», «о всестороннем изучении человека в целях воспитания», о «воспитании человека духовно-нравственного» [10, с.41].
С.Ю. Дивногорцева отмечает, что воспитание, согласно идеям духовно-нравственного воспитания традиционной русской педагогики, строится на христианских нормах и ценностях. При этом основным признается учение о целостности устроения человека в единстве его духа, души и тела под главенством духовного начала. Из этого положения и вытекает единство духовного, психического, физического развития. Однако приоритет следует отдавать духовно-нравственному воспитанию, т.к. посредством его определяется сознательное отношение человека к себе, к людям, к миру [5, с. 99].
В настоящее время в поиске путей выхода из создавшегося кризиса общественного сознания реализуются принцип гуманизации и гуманитаризации образования; активно внедряются понятия «духовность», «духовно-нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе в контексте нравственного воспитания, но при этом, к сожалению, часто имеет место неточность его понимания [10, с.46].
Рассмотрим взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность» как важнейших характеристик личности.
«Духовность», «духовный» в толковом словаре В.Даля трактуется как «все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека» [13].
«Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность», – пишет относительно природы человеческой души Иоанн Маслов. Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу [3, с. 186].
А если посмотреть в словаре терминов по общей и социальной педагогике, то там духовность – это «индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность)» [2, с. 67].
А.А. Деркач в своем акмеологическом словаре дает следующее определение духовности: «духовность – достижение человеком (в психологии и акмеологии – личностью) высшего уровня развития, предполагающего преобладание духовных потребностей, присвоение духовных ценностей, т. е. идеального, ценностного плана и уровня жизни, дающей не только способность преодоления трудностей, но и способность возвышать и усиливать сущность других людей отношением, своим примером, своей жизнью. Духовность связана с мудростью, способностью с позиций человечности отнестись к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно» [4, с.52].
«Нравственность» (или мораль) – представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [14]. Она регулирует чувство, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет. Нравственное совершенствование представляет собой результат целенаправленного стремления человека соответствовать нравственному идеалу [10, с.71].
С.И. Ожегов считал, что нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение [12].
По Т.Д. Джишкариани, «нравственность – это совокупность этических и духовных знаний и представлений, принципов и убеждений человека, лежащих в основе благородства и порядочности». [10, с. 33]
Ю.К. Бабанский говорил, что во время обучения ребенка в школе доминирует нравственное воспитание: «дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам» [1, с. 276].
В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность – ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процессе его духовно-нравственного воспитания [10, с.28].
С.Ю. Дивногорцева считает, что духовное воспитаниетрадиционно определяют как воссоздание общей жизни человека с Богом-Троицей, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа [5, с.99].
Она же говорит, что нравственное воспитание– это содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирования целостной иерархической структуры его личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию [5, с.99]. По ее словам, духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленно организованного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира [5, с.99]. Поэтому, духовно-нравственное воспитание должно быть целеустремленным, оно должно восстанавливать целостность человека, развивать все его силы и стороны [5, с.99].
С.Б. Рябчикова дает другое определение: «Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей. В свою очередь развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит на основе ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я». Образ «Я» является ядром личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает педагогическое сопровождение самоформирования идеального «Я» воспитанника» [9, с. 259].
Как пишет Т.Д. Джишкариани: «Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие [6, с. 83].
Духовно-нравственное воспитание, по словам В.И. Павлова, направлено на формирование:
• нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
• нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
• нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли. [8, с.323]
В.А. Сухомлинский говорил, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [11, с. 154].
По мнению Т.В. Морозовой, существует три фактора, определяющие проблемы нравственного развития ребенка в младшем школьном возрасте в ходе обучения:
«1. Придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.
2. В ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
3. В процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности [7, с.18].
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка». [7, с.19].
Таким образом, приходим к выводу о том, что развитие нравственных чувств, образа, поведения, нравственной позиции младших школьников наиболее эффективным будет в условиях школьной среды, так как именно в этот период их жизни дети начинают логически мыслить, становятся дисциплинированными, начинают осознавать себя, свое Я и свои возможности в саморазвитии. И в этом им помогает учитель, который является примером духовности и нравственности. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для принятия детьми духовно-нравственных позиций, ориентиров и ценностей.
Список литературы:
Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю. К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.
Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2004. – 472 с.
Деркач А. А. Акмеологический словарь / А.А. Деркач. – М. : РАГС, 2004. – 161 с.
Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. – 195 с.
Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / Автор: Т.Д. Джишкариани.– Шуя: изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 172 с.
Морозова, Т. В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.- пед. Программ» - Обзор информ.вып. 5 с.3 (с.28)
Павлов В. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов / В. Павлов // Фундаментальные исследования. – 2011. - № 12-2. – 350 с.
Рябчикова С.Б., Синягина С.А., Шарова А.Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: Программа и методическое пособие. – Ярославль, 2009. – 442 с.
Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие / Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 83 с.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. А. Сухомлинский – М.: 1980, т.2., - 170 с.
Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/. (Дата обращения: 09.12.2015)
Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovardalya.ru/. (Дата обращения: 09.12.2015).
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001.