ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ "ОСОБОГО РЕБЁНКА" ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРУ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ "ОСОБОГО РЕБЁНКА" ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРУ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Литература есть зеркало жизни. Именно, она даёт нам возможность расширять границы знаний, эмоционально обогащать человека и будить в нём человечность. Ведь, читая, человек сам познаёт то, что его волнует, что радует и огорчает, что заставляет восторгаться, и что негодовать. В этой попытке разобраться в своих чувствах и происходит выявление личностных качеств человека.

Книги дают возможность, обрести новый неиспытанный опыт, сделать выбор, принять решение. Таким образом, мы формируем своё отношение к миру, «другому» через литературу. Французский философ и публицист, Луи Бональд писал: «Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека» [4]. Именно поэтому проблемы общества и отношение к ним находят своё отражение в художественных произведениях.

Одной и самых злободневных проблем современности, является проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтение и анализ произведений А. Маршала «Я умею прыгать через лужи» [3], Е. Зотовой «В поисках смысла. Инвалид с детства и его окружение» [1] позволил исследовать отношение общества к этой проблеме через отражение проблемы «особого ребенка» в литературе.

Дети с ОВЗ – это обычные дети, которые любят жизнь и хотят быть счастливыми. Они любят играть, общаться, гулять с друзьями, замечать и познавать всё вокруг. Но из-за болезни их желания и мечты, порой кажутся не осуществимыми.

В автобиографической книге Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи» повествуется о жизни смелого и целеустремлённого малыша, который из-за болезни, становится ребёнком с ограниченными возможностями. Главный герой повести, с раннего детства мечтает о том, что окружающим кажется невозможным. Он вовсе не считает себя «особенным» и не желает, отказывается от своих целей.

В этом произведении публицист раскрыл проблему социальной адаптации детей с ОВЗ. Пренебрежение, непонимание, боязнь, страх – это лишь малая часть препятствий, с которыми сталкивается ребёнок с ограниченными возможностями.

Образ Алана, который нарисовал, писатель сочетает в себе мужество, храбрость и детскую наивность. Маленький герой не считает себя «особым» ребёнком и каждым своим поступком доказывает это окружающим. Алан участвует во всех мальчишеских забавах: охотится с ребятами на кроликов, занимается рыбной ловлей и поднимается в гору. Он научился самостоятельно давать отпор всем тем, кто в него не верил, стоит только вспомнить сцену драки на палках, в которой мальчик благодаря своему упорству одержал победу. Всего наш герой добивался самостоятельно, он научился плавать, освоил верховую езду на пони и главное никогда не терял веру в себя. Своим примером, автор хочет донести до читателя, что важно приминать себя таким, какой ты есть. Без целеустремлённости, упорства и жизнелюбия не достичь успеха.

Мысль о том, что ребёнок с ограниченными возможностями меньше всего хочет, чтобы его считали «калекой» проходит красной нитью на протяжении всего приведения. Ярким подтверждением являются воспоминания Алана, о том, что как, и все дети, он испытывал потребность выразить своё хорошее настроение неуклюжими попытками прыгать и скакать. Но тут, же прекращал свои прыжки, видя трогательный, полный сострадания взгляд проходящих мимо взрослых и лишь когда они исчезали из виду, он возвращался в свой мир, «где не было место их грусти и боли». Мир действительности «ковал», а в мире мечтаний, он «сам себе кузнец».

В повести Алана Маршала доказывается мысль о том, что «мироощущение ребенка-калеки такое же, как у здорового ребенка» [3].

Немало важную роль в повести играют родители главного героя. Они обладают житейской мудростью и не пытаются уберегать своего сына от всего, что его окружает. Наиболее значимым моментом в произведении является диалог отца Алана с женой: «Мы должны закалять его, Мэри. Пусть он учится принимать удары в лицо, как бы это ни было больно. А если ограждать его от них, то кончится тем, что его будут бить по затылку, да ещё как! Всё это очень невесело. Но что поделаешь? Сейчас мы должны уже думать не о ребёнке, а о мужчине и его будущем. Ведь ограждая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце. Так я думаю. Быть может, я ошибаюсь, но готов прозакладывать всё, что имею – мне кажется, я прав» [3]. В этих словах отражен смысл воспитания в семье: не оградить от всех препятствий, а научить их преодолевать.

«Я умею прыгать через лужи» – волнующая и жизнелюбивая автобиографическая повесть. Книга об удивительном человеке, исполненного верой в несокрушимую силу духа.

Произведение Е. Зотовой «В поисках смысла. Инвалид с детства и его окружение» [1] также отражает актуальные проблемы инвалидности детей. Следует отметить, что автор книги, является не только педагогом в московской школе-интернате для детей с ДЦП, но одновременно выпускницей этого учебного заведения. Эта книга представляет собой сборник из ранее опубликованных статей.

Каждая статья – это не просто рассуждения журналиста, это откровение человека с непростой судьбой. В них отражена жизнь ребёнка с ОВЗ в семье, обществе, проблемы, с которыми он сталкивается. В своей статье «Творцам не нужно снисхождение» писательница рассматривает проблему разделения творчества на «обычное» и «творчество инвалида». Общество, таким образом, пытается убедить себя, что помогает детям, но это вовсе не так. Если раньше одаренный ребёнок с ограниченными возможностями мог соревноваться со здоровыми детьми, то теперь эта возможность становится маловероятной. Оценивать по принципу не самый талантливый, а самый слабый – по меньшей мере, оскорбительно. Екатерина Зотова, так же как и Алан Маршалл хочет донести до нас, читателей, что ребёнок с ОВЗ, меньше всего требует к себе жалости и сострадания. Такие дети «просто живут, двигаясь и рисуя так, как им позволила природа» [1].

В книге есть целый раздел статей, названый «Перспективы». В нём собраны очерки о людях, которые, принимают себя и находят своё место в жизни. Ярким примером и подтверждением этого является статья «Равный среди равных» о художнике Никите Курдякове, «Дядька Леонидыч» – о знаменитом музыканте и учителе Игоре Терцицоком и т.д.

Основываясь на личном опыте, Екатерина Зотова утверждает, «чтобы здоровые люди принимали тебя как равную, надо, прежде всего, трезво оценивать свои силы и браться только за то, что действительно сможешь делать не хуже, а, может быть, и лучше их» [1].

Изучив произведения Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи», Екатерины Зотовой «В поисках смысла…» и ситуацию в образовательной практике, мы пришли к заключению о том, что проблема детей с особыми возможностями здоровья не утратила своей актуальности в современном мире и социуме. Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к этой проблеме, сформировать в них понимание, что все люди разные, и у каждого есть свои особенности и возможности, и каждый человек достоин уважения, принятия и признания, моим однокурсникам как учителям словесности необходимо не только знать, но и рассказывать об этих книгах. Художественная литература в этом процессе призвана сыграть неоценимую роль в познании ребёнком окружающего мира, формировании его ценностей, мировоззрения и картины мира.

Список литературы

  1. Екатерина Зотова. В поисках смысла: Инвалид с детства и его окружение // Сборник статей. – М.: ЦСА «Одухотворение», 2006. – 132 с.

  2. Книги, помогающие жить: Рекомендательный указатель литературы / Сост. Н. Е. Колоскова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с.

  3. Маршалл, Алан. Я умею прыгать через лужи / Перевод О. Кругерской и В. Рубина − М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 336 с.

  4. Электронный ресурс http://aforizmer.ru/aforizmi/lui-de-bonald

Look at the problem of "special child" through literature.

Literature is the mirror of life. That is, it gives us the opportunity to expand the frontiers of knowledge, emotionally enriching man and awaken in him humanity. After reading, the man himself knows that he cares about what pleases and upsets, that makes you admire, and something to resent. In this attempt to understand their feelings and identifying the personal qualities of the person.

Books provide the opportunity to gain a novel experience, to make a choice, make the decision. Thus, we are forming our relationship to the world, "the other" through literature. French philosopher and essayist, Louis Bonald wrote: "Literature is the expression of society, as well as the word is the expression of man" [4]. That is why the problems of society and the attitude towards them is reflected in works of art.

One of the most pressing problems is the issue of children with disabilities (HIA). Reading and analyzing the works of A. Marshall, "I can jump over puddles" [3], E. Zotova, "In search of meaning. Disabled from childhood and his environment" [1] allowed to investigate the attitude of society to this problem through the reflection problem "special child" in the literature.

Children with disabilities is ordinary children who love life and want to be happy. They love to play, chat, hanging out with friends, to see and experience all around. But because of the illness of their desires and dreams sometimes seem to be not feasible.

In his autobiography of Alan Marshall's "I can jump over puddles" tells about the life of a brave and determined kid, who because of illness, becomes a child with disabilities. The main character of the story, from early childhood dreams that others think impossible. He does not consider himself "special" and doesn't want, refuses their goals.

In this work, the publicist revealed the problem of social adaptation of children with disabilities. Neglect, misunderstanding, fear, fear is only a small part of the obstacles faced by a child with a disability.

The way Alan who drew the writer combines courage, bravery and childlike naivete. Little hero does not consider himself "special" child, and every thing proves it to others. Alan is involved in all boyish amusements: hunting with the guys on rabbits, engaged in fishing and up the hill. He learned to fight back all those who didn't believe in him, you only remember the fight scene with the sticks, which the boy thanks to his persistence won. Only our hero sought his own, he learned to swim, mastered horseback riding on ponies and most importantly never lose faith in yourself. By his example, the author wants to convey to the reader that it is important to take yourself as you are. Without determination, perseverance and love of life not to achieve success.

The idea that a child with a disability wants is to be seen as a "cripple" runs like a red thread throughout the cast. A striking confirmation are the memories Alan, that as all children, he felt the need to Express his good mood clumsy attempts to jump and ride. But then, as stopped their jumping, seeing touching, full of compassion, a glance passing by adults and only when they disappeared from sight, he returned to his world, "where there was not a place of sadness and pain." The world is actually "forged", but in the world of dreams, he "himself a blacksmith".

In the story of Alan Marshall proves the idea that "the attitude of the child cripple is the same as a healthy child" [3]

Many important role in the story is played by the parents of the main character. They have worldly wisdom and not trying to protect your son from everything that surrounds it. The most significant point in the work is the dialogue of the father with Alan's wife: "We need to temper it, Mary. Let him learn to take the blows in the face, no matter how it hurt. But if to protect him from them, then it will end because it will hit you on the head, and how! All this very sadly. But what can you do? Now we need to think not about the child but about the man and his future. After all, protecting his head from blows, we can break his heart. So I think. I may be wrong, but willing to prosecutive all that we have – I think I'm right" [3]. These words reflected the meaning of education in the family: to protect from all obstacles and learn to overcome them.

"I can jump puddles" is an exciting and joyous autobiographical story. The book is about the amazing man, full of faith in the unconquerable power of the spirit.

The work of E. Zotova, "In search of meaning. Disabled from childhood and his environment" [1] also reflects a current disability of children. It should be noted that the author of the book, is not only a teacher at the Moscow boarding school for children with cerebral palsy, but at the same time a graduate of this institution. This book is a collection of previously published articles.

Every article is not just the arguments of the journalist, is a revelation of a man with a difficult fate. They reflect the life of a child with special needs in the family, the community, the challenges it faces. In his article "the Creators don't need the condescension of" the writer examines the problem of the division of art into "normal" and "creativity of the disabled". Society, thus trying to convince themselves that helps children, but it is not so. If earlier a gifted child with a disability can compete with healthy children, now, this possibility becomes unlikely. To evaluate the principle is not the most talented, but the weakest – at the very least, insulting. Ekaterina Zotova, as well as Alan Marshall wants to convey to us readers that a child with disabilities, the least demands of pity and compassion. Such children are "just living, moving and drawing as they allowed nature" [1].

The book has a whole section of articles called "Perspectives". It contains essays about people who accept themselves and find their place in life. A vivid example and confirmation of this is the "Equal among equals" on the artist Nikita Kourdakova, "Uncle Leonidas" – about the famous musician and teacher Igor Terricola etc.

Based on personal experience, Ekaterina Zotova says, "that healthy people have accepted you as equal, we have to soberly assess their strength and undertake only what really can do no worse and maybe better than them" [1].

Having studied the works of Alan Marshall "I can jump puddles", Ekaterina Zotova, "In search of meaning..." and the situation in educational practice, we came to the conclusion that the problem of children with special health needs has not lost its relevance in the modern world and society. In order to draw students ' attention to this problem, to create in them the understanding that everyone is different, and each has its own characteristics and capabilities, and each person is worthy of respect, acceptance and recognition, to my fellow students, as teachers of literature must not only know, but to tell about these books. Literature in this process should play an invaluable role in cognition of the surrounding world of the child, shaping his values, worldview and world picture.

Bibliography

1. Ekaterina Zotova. In search of meaning: Disabled from childhood and his environment // Collection of articles. – M.: CSA "Spirituality", 2006. – 132 p

2. Books on how to live: Advisory literature index / Comp. N. E. Koloskova. – M : Chistye Prudy, 2008. – 32 p.

3. Marshall, Alan. I can jump puddles / Translation Krogerco V. O. and Rubin, M. : Clover-Media-Grupp, 2015. – 336 p.

4. Electronic resource http://aforizmer.ru/aforizmi/lui-de-bonald

Просмотров работы: 1063