Тема эффективного взаимодействия между учителем и учеником является наиболее актуальной в педагогике и психологии. Е ё изучением занимались такие видные педагоги и психологи, как Я.А.Каменский в труде «Великая дидактика» [1] , Л.С.Выготский [2], А.С.Макаренко в книге «Педагогическая поэма», К.Д.Ушинский, Я.Л.Коломинский [3]. В своих трудах они описывают педагогические ситуации, связанные с системой учитель-ученик и неординарно подходят к решению возникших проблем [4].
Нами было проведено анкетирование с целью выявления наиболее частных проблем, которые приводят к конфликту учителя и ученика. Было опрошено 20 учителей разных возрастов из города Агрыз, Киясовского района и п.г.т. Камских Полян. Опрашиваемым было задано 10 вопросов. Ниже будут показаны те ответы, которые выбрало большинство учителей.
У всех преподавателей в процессе профессиональной деятельности возникали конфликты. 15 учителей указали, что чаще всего конфликты возникают из-за нарушения детьми правил поведения в школе и на уроке. 19 учителей ответили, что наиболее эффективным способом решения конфликтной ситуации является совместный поиск решения с учётом интересов обеих сторон. Сталкиваясь с проблемой учителя опираются на свой личный опыт (18 опрошенных) и консультируются со школьным психологом (17 опрошенных). Но если конфликт уже был допущен и не удалось прийти к соглашению с учеником, то 100% опрошенных обращаются за помощью к родителям ученика.
Последним вопросом, который мы предложили учителям – на основе их практической деятельности, дать советы будущим педагогам для предотвращения конфликтов с учениками. Опираясь на их ответы, мы составили рейтинг эффективных методов решения конфликтных ситуаций в школе, согласно которым:
Ученик – личность, нужно уважать его интересы, считаться с ним;
Учитель должен заниматься самообразованием;
Учитель должен быть не только источником знаний, но и психологом;
Учитель всегда должен сохранять самообладание;
Учитель должен быть гибким и реагировать на образовательные потребности учеников.
Взаимодействие учителя и ученика играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Иногда оно приводит к конфликтным ситуациям, которые должны быть решены совместно учителем и учеником. Учитель должен быть к ним подготовлен. Для этого ему необходимо заниматься постоянным саморазвитием: развивать социальный интеллект, эмоциональную устойчивость, гибкое мышление, которые помогут ему в решении возникающих проблем.
Список литературы:
Коменский Я. А., Локк, Д. Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
Выготский Л. С. Психология и учитель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru. – Электронная библиотека МГППУ. – (Дата обращения: 23.11.2016).
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.
Ленская Н. П. История развития взаимоотношений ученика с учителем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru – Народное образование. Педагогика. – (Дата обращения: 23.11.2016).
Albina Z. Minakhmetova Teacher and Student"s Psycho Type Correlation as Educational Interaction Effectiveness Factor / A.Z. Minakhmetova, V.V. Epaneshnikov, G.R. Shagivaleeva // World Applied Sciences Journal Volume 20 (Special issue on Pedagogy and Psychology), 2012. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.idosi.org/wasj/wasj20(Pedagogy&Psychology)12.htm. – (Дата обращения: 23.11.2016).