Много факторов, от котрых зависит адаптация студента. Бабахан Ю.С. отмечает, что к учебной адаптации студента влияет самооценка Так как адаптация это всегда тот или иной вид балансирования внутреннего и внешнего, индивидуального с общественным. Важным составляющим успешной адаптации студента является наличие у него способности правильно оценивать свои возможности как в отношении предъявляемых ему учебных заданий, так и в отношении его распорядка и правил, определяющих их выполнение [3, с.186]. Ронгинская Т.И. говорит о том, что адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и это зависит от отдельных характеристик личности [4].
Мы провели исследоваание в нашем ВУЗе среди студентов 2 и 3 курсов. Методика выявляет две шкалы: первая шкала выявляет адаптированность к учебной группе, а вторая к учебной деятельности, и выявляет 3 уровня: низкий, средний и высокий.
В нашем тестировании участвовали студенты факультета математики и естественных наук, студенты факультета психологии и педагогики, также приняли участие студенты факультета филологии и истории. Проанализировав результаты нашего исследования, мы пришли к таким выводам. По шкале адаптированности мы получили, что у всех студентов высокие оценки. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык между собой, следуют принятым в группе нормам и правилам. При необходимости могут обратиться к однокурсникам за помощью, способны проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают их взгляды и интересы.
По шкале адаптированности к учебной деятельности мы получили, что у 50% опрошенных студентов высокий уровень, что свидетельствует о том, что студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях. У оставшихся 50% средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Мы можем предположить, что эти данные объясняются низкой мотивацией или проблемами в учебе. А также это могут быть определенные отношения с преподавателями.
На следующем этапе мы сделали качественный анализ некоторых вопросов. Мы получили, что у 44% студентов 3го курса активны в группе, часто берут инициативу на себя, на втором курсе активность проявляют 43 % студентов. Большинство студентов 3го курса (67%) считают, что им интересно общаться с одногруппниками и проявляют интерес друг другу, и так же ответили 43 % студентов 2го курса . 63% студентов 3го курса и 65%, студентов 2го курса отметили, что им трудно выступать на занятиях и выражать свои мысли. Данный факт мы можем объяснить спецификой факультета, потому что эти студенты – выпускники национальных школ. Мы также получили, что 41% студентов 3го курса и 56% студентов 2го курса ответили, что им многие учебные предметы не являются сложными. Это мы можем объяснить желанием учиться, или личными особенностями.
На вопрос нуждаются ли в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам 80% опрошенных студентов 3го курса и 39% студентов 2го курса ответили, что не нуждаются.
Литература
Шведова Н.Ю Толковый словарь Ожегова. Издание 18, стереотипное. – М: «Русский язык» 1986. – 674 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
Сластенин. И.Ф Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М: «Школа – Пресс» 1998 – 510 с.
http://humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools