Задачи:
Провести опрос с целью определения типа темперамента и выявления уровня тревожности студентов, занимающихся спортом.
Оценить влияние типа темперамента на уровень тревожности студентов и сопоставить с направленностью спортивной деятельности.
Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.
Организация исследования. С целью анализа и выявленияособенностейтипа темперамента и уровня тревожности студентов, занимающихся спортом, были использованы методики: «Тест на тип темперамента Г. Ю. Айзенка» [2] и «Тест Дж. Тейлора на уровень тревожности личности» [3].
Исследование проходило на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) города Архангельска и Архангельской области. В качестве респондентов принимали участие студенты 1-5 курсов в количестве 50 человек, которые занимаются спортивным совершенствованием помимо базовой физической культуры. Данная категория студентов была условно разделена на две группы: студенты, занимающиеся видами спорта циклической направленности (легкая атлетика, плавание и лыжный спорт) и ациклической направленности (волейбол и баскетбол). Возраст участников опроса исследования составил 18 – 25 лет, стаж спортивной деятельности не менее 5 лет, на момент исследования все респонденты были здоровы.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования проанализированы основные источники научно-методической литературы по методикам Г. Ю. Айзенка и Дж. Тейлора.
Методика Г. Ю. Айзенка – опросник, состоящий из 57 утверждений, с которыми можно согласиться, не согласиться или ответить – «Не знаю» [2]. Данный тест позволяет определить один из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Темпераментом называется индивидуальная особенность психики, которая формирует реакции на внешние раздражители. Темперамент – врожденное качество характера человека, включающее несколько проявлений: активность; моторика; эмоциональность [1].
Характеристика основных типов темперамента [5]:
Холерик. Отличается повышенной возбудимостью и сниженными показателями тормозных реакций. Он активный, склонен к частым сменам настроения, вспыльчив, иногда агрессивен. Движения, мимика и речь холерика порывистые и быстрые. Контроль над эмоциями и чувствами снижен.
Меланхолик. У него тоже снижен контроль над эмоциональным фоном. Меланхолик очень восприимчив к раздражителям, отличается чувствительностью. Такие люди замкнуты, боятся перемен, постоянно переживают. Эмоции в большинстве своем отрицательны.
Сангвиник. Считается наиболее уравновешенным в плане реактивности и тормозных реакций типом темперамента. Он отличается быстрой сменой впечатлений, интересов, планов, деятельности. Проявляется высокую активность в тех сферах, которые ему интересны. Сангвиники отзывчивы и жизнерадостны, для них характерно некоторое легкомыслие.
Флегматик. Главное отличительное качество флегматика – спокойствие. Его очень трудно вывести из равновесия, но в то же время адаптационные возможности у него очень низкие. Он долго переключается из одного состояния в другое, поэтому его эмоциональный фон обычно постоянный.
Методика Дж. Тейлора – это личностная шкала проявлений тревоги, предназначена для измерения проявлений тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений, которые направлены на диагностику «тревожности», и 10 утверждений шкалы «лжи» [3].
Тревожность – это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность [4]. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.
Видимо, наиболее благоприятным уровнем тревожности человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно и готов на дальнейшие личностные достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в юношеском возрасте [5]. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психологической работы со стороны тренера, педагога и спортивного психолога.
В исследовании принимали участие 50 студентов, из них каждые 10 человек занимаются различным видами спорта (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание и лыжный спорт). В результате полученных данных опроса определены типы темперамента и уровень тревожности студентов. Результаты экспериментального исследования представлены в таблице 1, 2 и 3.
Таблица 1. Определение типов темперамента у студентов, занимающихся различными видами спорта, (количество человек)
Вид спорта |
Тип темперамента |
|||
Холерик |
Сангвиник |
Меланхолик |
Флегматик |
|
Баскетбол |
2 |
6 |
- |
2 |
Волейбол |
3 |
5 |
1 |
1 |
Легкая атлетика |
4 |
2 |
- |
4 |
Плавание |
3 |
4 |
1 |
2 |
Лыжный спорт |
4 |
3 |
1 |
2 |
Таблица 2. Определение уровня тревожности у студентов занимающихся различными видами спорта, (количество человек)
Вид спорта |
Уровень тревожности |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Баскетбол |
1 |
7 |
2 |
Волейбол |
3 |
6 |
1 |
Легкая атлетика |
4 |
3 |
2 |
Плавание |
1 |
6 |
3 |
Лыжный спорт |
3 |
6 |
1 |
Таблица 3. Соотношение типа темперамента с уровнем тревожности студентов, занимающихся ациклическими и циклическими видами спорта, (количество человек)
Вид спорта |
Тип темперамента |
|||||||||||||||
Холерик |
Сангвиник |
Меланхолик |
Флегматик |
|||||||||||||
Уровень тревожности |
||||||||||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
Ациклические |
Баскетбол |
2 |
1 |
5 |
1 |
1 |
||||||||||
Волейбол |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Циклические |
Легкая атлетика |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|||||||||
Плавание |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Лыжный спорт |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Полученные результаты экспериментальногоисследования показали, что видами спорта ациклической направленности преимущественно занимаются студенты:
холерики со средним уровнем тревожности – 4 человека, с низким – 1 человек;
сангвиники со средним уровнем тревожности – 8 человек, низким уровнем – 2 человека и высоким – 1 человек;
флегматики с высоким, средним и низким уровнями тревожности – по 1 человеку;
меланхолики со средним уровнем тревожности – 1 человек.
Что касается видов спорта циклической направленности, то преимущественно занимаются студенты:
холерики со средним уровнем тревожности – 7 человек, низким уровнем – 3 человека и высоким – 1человек;
сангвиники со средним уровнем тревожности – 6 человек, низким уровнем – 2 человека и высоким – 1 человек;
флегматики с высоким уровнем тревожности – 4 человека, средним и низким уровнями – по 2 человека;
меланхолики с низким и высоким уровнем тревожности – по 1 человеку соответственно.
В результате решения поставленных задач исследованияможем сделать следующие выводы. С помощью проведенного опроса были получены данные особенностей темперамента и уровня тревожности среди студентов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта. Полученные экспериментальные результаты указывают на преобладание сангвинического и холерического типов темперамента студентов, занимающихся видами спорта ациклической направленности. Что касается большинства представителей циклических видов спорта в исследовании, то все типы темперамента, за исключением меланхолического, представлены примерно в равной степени. Данный факт указывает на типологические свойства высшей нервной системы и индивидуальные личностные особенности при выборе направленной спортивной деятельности.
В ходе исследования определили соотношение уровня тревожности с типом темперамента студентов, занимающихся видами спорта циклической и ациклической направленности. Полученные экспериментальные данные показали, что уровень тревожности как личностный аспект спортсменов находится в преобладающей степени на среднем уровне за исключением единичных случаев, что говорит о достаточно стабильном эмоциональном состоянии студентов и, как следствие, высокой стрессоустойчивости при систематических тренировочных и соревновательных физических нагрузках.
Список использованных источников:
Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 2005. - 36 с.
Тест-опросник Г. Айзенка. Тип темперамента. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/136/1847.php (дата обращения:20.01.2017).
Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/11.html (дата обращения:20.01.2017).
Психологическая диагностика, учебник для гуманитарных Вузов / под. ред. Гуревич Н.А, Борисова П.Н., М., 2000.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 2002. - 632 с.