ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК 1 КУРСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК 1 КУРСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Симакова П.Ю. 1, Корельская И.Е. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Эффективность учебного процесса в университете связана уровнем умственной и физической работоспособности студентов. [1,3] Учебный процесс в университете обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Эти факторы можно разделить на три основные группы:
  1. Физиологического характера  состояние здоровья, физического развития, уровень физической подготовленности, функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной, центральной нервной системы и других систем организма человека;

  2. Физического характера  степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

  3. Психического характера  самочувствие, настроение, мотивация и другие. [3]

Не ставя перед собой главной задачей рассмотрения всего спектра факторов, влияющих на умственную и физическую работоспособность студенток, в данном исследовании будет рассмотрена проблема функционального состояния связанного с проявлениями центральной нервной системой.

Цель исследования – экспресс-диагностика функционального состояния студенток 1 курса обучающихся в университете.

Организация исследования. В исследовании приняли участие студентки 1 курса в количестве 46 человек. Все студентки обучаются в высшей школе естественных наук и технологий на базе Северного (Арктического) федерального университета и постоянно проживают в условиях Крайнего Севера. Работа проходила в форме экспресс-оценки и разведывательного исследования, с целю быстрого получения сведений, в данный момент. Исследование проводили в одинаковых условиях для всех студенток, в течение ноября и декабря 2016 года.

Экспресс оценка состояния центральной нервной системы (ЦНС) студенток проходила с помощью методики Мороз М.П. по параметрам простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) с помощью программы BioMouse [2].

В ходе исследования были определены показатели:

1. Функциональный уровень системы (ФУС). Ее величина определяется абсолютными значениями времени реакции.

2. Устойчивость реакции (УР). Величина этого показателя тем больше, чем меньше рассеивание времени реакции.

3. Уровень функциональных возможностей (УФВ). Этот критерий является наиболее полным и позволяет судить о способности формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать.

Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики и сравнений с должными величинами. [2]

Результаты исследования. Анализ сравнительных показателей показал, что результаты функционального состояния ЦНС студенток являются нормальными и незначительно сниженными. Данные результатов представлены в таблице 1.

Таблица  1 Результаты студенток и критерии работоспособности человека по ПЗМР, по М.П. Мороз [2]

Показатели

Результаты

Критерии работоспособности

1

ФУС

3,82 ± 0,12

Незначительно

сниженная

2

УР

2,32± 0,07

Норма

3

УФВ

4,97 ±0,07

Норма/Ограниченная

В основе оценки функционального состояния ЦНС лежит анализ уровня и стабильности сенсомоторных реакций студенток в ответ на световые раздражители. При оценке ФУС, которая определяется абсолютными значениями времени реакции, выявили, что средние значения соответствуют 3,82±0,12, что характерно незначительному снижению уровня работоспособности. Такое состояние возникает при начальной стадии развития утомления.

Уровень функциональных возможностей студенток соответствует верхней границе нормы – 4,97 ±0,07 . Такое состояние указывает на преобладание в ЦНС процессов возбуждения, возникающих при нервно-эмоциональных реакциях у студенток.

Общее представление функционального состояния ЦНС группы студенток 1 курса и нормы представлено в виде лепестковой диаграммы (рисунок 1)

Рисунок 1  Сравнительная оценка функционального состояния студенток 1 курса с должными величинами

Выводы. При оценке ФУС у студенток характерно незначительное снижение уровня работоспособности, при среднем значении 3,82 ± 0,12. Значения УР, также как и УФВ, оценены по средним значениям как норма. Однако, среднее состояние УФВ в целом, отмечается тем, что соответствует верхней границе нормы, что близко к ограниченному уровню работоспособности студенток. Можно предположить, что отклонения от нормы, обусловлены приближением полярных ночей и конца учебного семестра. [1]

Список литературы

  1. Гора, Е.П. Экология человека. Из-во: Дрофа,  2010. 240 с.

  2. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе: методическое руководство/ М.П. Мороз. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ИМАТОН, 2009. 48 с.

  3. Умственная и физическая работоспособность студентов. [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://спортстатьи.рф/umstvennaya-i-fizicheskaya-rabotosposobnost-studentov/(дата обращения:25.01.2017).

Просмотров работы: 461