АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы работы вызвана тем, что поступление в школу является особым, переломным моментом в жизни детей в физическом и в социально-психологическом плане. Школьное обучение требует от детей решения новых задач, никак не обусловленных их прежним опытом. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

При переходе от дошкольного к начальному школьному образованию особое внимание уделяется организации благоприятной адаптационной среды как системы условий сохранения и укрепления психофизиологического здоровья первоклассников, условий их развития, обучения и воспитания. Важен учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника, а также приоритет саморазвития его личности.

Сейчас особенно актуальны вопросы приспособления ребенка к требованиям школы; и термин «школьная адаптация» отражает не только и не столько само явление, сколько актуализирует внимание на проблемах этого периода; проблематика психологической поддержки первоклассников во время адаптации к школьном обучению отражена в трудах А.Д. Андреевой, А.Г. Асмолова, Ю.П. Ветрова, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, Г.В. Майской, H.H. Михайловой, В.А. Петровского и других ученых; однако научное осмысление этой проблематики не включает подробный анализ причин и описание эффективных методик помощи учащимся в период школьной адаптации.

Но процесс адаптации к новым включает вероятность возникновения у ребенка специфических, вызванных именно началом школьной жизни, трудностей, с которыми он не может справиться самостоятельно; такие трудности школьной адаптации обусловлены прежде всего отклонениями в психосоматическом развитии ребенка, особенностями его здоровья и собственно недостатками семейного воспитания. Поэтому в школе необходимо создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.

По мнению большинства ученых (Л.Н. Винокуров, А.Л. Венгер, В.Е. Каган, Е.Е. Сапогова и др)., «адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям».

Среди учащихся первых классов было проведено изучение их адаптации к школе, использовались методики: методика «Беседа о школе»; методика Н.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»; методика «Выбери нужное лицо» (тест Тэммл – Дорки – Амен); проективная методика «Школа зверей»; наблюдение за учениками класса.

Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первого месяца обучения. Дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе (дети которые пришли из одного детского учреждения, и уже дружат, намного быстрее адаптируются); у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечались сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. К концу сентября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна 23% (21) учащихся класса.

Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. К концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у 60% (54) учащихся. Но есть группа детей, у которых процесс адаптации проходит очень тяжело 16% (15).

Однако впереди предстоит решать ещё много задач в плане личностного развития, нравственного воспитания, что определяется новыми образовательными стандартами, «Моделью выпускника начальной школы».

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс и несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление и интерес получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Дети которые приходят подготовленным к школе (знают буквы, цифры, умеют читать и считать), намного успешнее проходят адаптацию. Конечно здесь не обошлось без родителей, которые переживают за свои детей и стремятся научить их хотя бы базовым возможностям. Но также много зависит от детей, кто-то уже вступил в период, когда обучение - это интересно, увлекательно, познавательно. И желание получить новые знания, новых друзей намного сильней переживаний и страхов от входа в новую среду, где дети должны привыкнуть к новым правилам и требованиям школы.

Те дети, которые раньше были вместе в садике, приходят из дошкольного учреждения в школу, маленькими группами по 5 -6 человек и даже по 2-3 человека. Адаптируются намного лучше, чем дети, которые приходят совсем одни и им очень тяжело приходится сразу понять и принять правила и устав школы. Познакомиться и наладить отношения не только с учителем, но и с другими детьми, большой стресс для маленького человечка, который вступает на новый виток своего развития. Проявляется тревожность которая у каждого ребенка протекает по разному. Кто-то уходит в себя и старается не пускать в свое пространство других детей, огораживает себя рамками. Кто становится агрессивными и выплескивает все на других детей. А кто просто не желает принять смену деятельности, от игровой к учебно-познавательной.

Большое и наверное самое основное для ребенка все равно остается принятие его учителем. Как учитель относится к ребенку, может ли он понять страхи и возможности своих учеников, не смотря на их социальный и физический статус. Учитель должен помочь создать те условия, которые помогут адаптироваться всем ученикам в классе, научить их принимать и помогать всем ребятам, а не только тем, кто хорошо учится и занимает положительный социальный статус. Детям у которых тяжело проходит адаптационный период, учителю нужно обратить немного больше внимания. Иногда просто подойти лишний раз и поправить или похвалить за правильное выполнения задания, не отталкивая от себя. Постараться через себя помочь ребенку адаптироваться с другими учениками класса, влиться в коллектив и наладить отношения со сверстниками.

Взаимосвязь учителя с родителями очень важна, т. к. родители которые заботятся о своих детях и их будущем, стремятся помочь и поддержать своих детей для успешного протекания адаптации.Родителям нужно помогать своим детям заполнить пробелы в знаниях, развивать способности детей. Если у ребенка проблемы с изучением букв и составлением слогов, изучением цифр и сложением и вычитанием, не ленитесь уделите ему время позанимайтесь, чтоб ему было легче учиться.

Просмотров работы: 305